Двойная линия
Приговоры тем, кто сбивает на машинах людей, сильно зависят от «статуса» виновников ДТП
В минувшую пятницу Фокинский районный суд Брянска вынес приговор по нашумевшему уголовному делу Ирины Добржанской, в октябре прошлого года сбившей на автомобиле мать с ребенком, в результате чего девочка скончалась, а женщина осталась инвалидом. Добржанскую приговорили к четырем годам колонии-поселения. В нашей стране стало обычным делом, что закон более мягок к тем, кто имеет особое положение в обществе, нежели к обычным людям. Достаточно вспомнить громкое дело дочери главы Иркутского облизбиркома, которая пока, по сути, так и не наказана за «двойное убийство» на дороге. Да и депутата, задавившего на днях насмерть 14-летнего велосипедиста, даже не арестовали.
В субботу в Брянске прошел митинг «Против плохих дорог». Несколько сотен жителей города устроили автопробег, а после – акцию протеста на центральной площади с требованием к власти отремонтировать трассы. Одним из поводов для проведения акции стал приговор, вынесенный днем ранее Фокинским районным судом Брянска по делу Ирины Добржанской, которая 7 октября прошлого года сбила на переходе мать с ребенком. Девочка от травм скончалась, а женщина попала в больницу. Ирину признали виновной в нарушении ПДД, повлекшем по неосторожности смерть человека, и приговорили к четырем годам колонии-поселения, а также штрафу в размере 1,5 млн. рублей, которые Ирина должна выплатить родственникам погибшей девочки. Юристы считают, что столь строгое наказание было вызвано тем, что дело Добржанской имело большой резонанс. Первоначально в СМИ просочились сведения, что подозреваемая якобы дочь высокопоставленного чиновника, граждане Брянска не раз выходили на митинги, требуя наказать виновную в аварии по всей строгости закона.
«Излишний шум в случае рядового ДТП привел к незаслуженно строгому наказанию, – выразил «НИ» свое мнение адвокат Андрей Карпов, который представлял интересы ярославского предпринимателя Андрея Никифорова, признанного виновным в ДТП, в результате которого осенью 2007 года погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов. – В подобных ситуациях стороны обычно примиряются при условии выплаты компенсации в размере 1–2 миллионов рублей».
В этой связи уместно вспомнить другое громкое дело о ДТП – дочери главы Избирательной комиссии Иркутской области Людмилы Шавенковой. В 2009 году Анна Шавенкова сбила двух пешеходов на тротуаре (одна женщина погибла) и не оказала им помощь. Ее приговорили к 2,5 года заключения. Однако наказание ей отсрочили до того момента, пока ее новорожденному ребенку не исполнится 14 лет. Таким образом, отбывать наказание подсудимая будет только в 2023 году. За руль автомобиля Анна Шавенкова сможет сесть уже в 2014 году. А вот не имеющую никаких связей жительницу Владимира Анастасию Доронину, которая сбила в 2008 году насмерть двух подростков, подрезавших ее на мотоцикле, приговорили, как и Ирину Добржанскую, к четырем годам колонии-поселения. Анастасия – мать двоих детей, ее младшая дочь, Есения, тяжело больна. 26 октября 2011 года Дорониной отказали в ходатайстве об УДО, хоть осужденная и имела положительные характеристики.
Тот факт, что за нарушение ПДД менее строго наказывают чиновников или их детей, чем обычных граждан, уже давно сделался в России тенденцией, считает адвокат Игорь Трунов, защищающий интересы родственников двух женщин, погибших в ДТП с участием автомобиля вице-президента «ЛУКОЙЛа» Анатолия Баркова. «В последнее время СМИ чаще обращают на это внимание, но реакция на это властей – ужесточение наказания обычных людей, – замечает Игорь Трунов «НИ». – С чиновниками как ничего не делали, так и не делают».
Иллюстрацией к тому, о чем говорит адвокат Трунов, может стать ДТП в Саратове, случившееся 19 апреля. Экс-глава районного отделения «Единой России» в Саратовской области и спикер районного собрания депутатов Алексей Желудков сбил насмерть 14-летнего велосипедиста. Депутат скрылся с места преступления, но на следующий день был задержан на рабочем месте. О происшедшем ДТП Желудков не помнил. Медицинская экспертиза обнаружила в крови депутата алкоголь. В отношении парламентария было возбуждено уголовное дело, однако его даже не взяли под стражу: в минувшую пятницу он был отпущен под подписку о невыезде.