Оружейные барины
Очевидно, Владимир Путин затеял на свой третий/четвертый президентский срок нешуточное перевооружение армии и флота. Даже легендарная техника прежней эпохи больше не годится
Автомат Калашникова АК74М выпал из госзаказа, а вместе с ним танк Т-90А и, как сообщают, внедорожник УАЗ-3151, или «козел». Вот так же при Петре Великом избавлялись от пищалей, бердышей, пушек-единорогов и лихой конницы дворянского ополчения в отчих посеребренных кольчугах. А несогласные, вроде стрельцов, заодно теряли головы, достояние и дачи, как принято в России.
Путин приказал срочно перестроиться на современный западный манер, но делать оружие самим, пусть и по зарубежным лекалам. Путин обещает до 2020-го выдать ВПК 3 трлн руб. казенных денег только на техническое перевооружение и еще на закупки техники 20 трлн при минимальной рентабельности 15 процентов.
Получив эти, по словам Путина, «колоссальные деньги», надо провести тотальную модернизацию и наладить производство современного оружия. Путин уверен, что резкое нарастание военных расходов не разорит, а обогатит Россию, что не только «армию перевооружат», но повысится «общий технологический уровень производства в реальном секторе экономики, и значительная часть этого оборудования будет направлена на производство товаров в гражданской сфере». Путин утверждает, что «так было во все времена и во всех странах».
Наш лидер, похоже, где-то прочел это по молодости. В современном мире военная промышленность выделилась в узкую замкнутую область, мизерную по объемам производства по сравнению с высокотехнологическим гражданским сектором. Там, где больше прибыль и объем рынка, там капиталы и самые талантливые люди. Теперь не из ВПК «в гражданскую сферу», а много чаще в обратном направлении текут технологии и прорывные идеи, особенно во всё более важную область обработки и передачи больших объемов информации в реальном времени. Но в России продолжают жить давней советской мечтой о том, что капиталовложения в ракеты и танки породят путем конверсии новые чудесные компьютеры и прочие холодильники.
Мечты мечтами, но любой, кто когда-либо отбивал себе зад по бездорожью на армейском «козле», согласится: нужно что-то получше. А в зоне действий повстанцев-партизан — непременно с V-образным бронированием днища и другими дополнительными свойствами для защиты от самодельных придорожных управляемых фугасов. Сегодня никакая имеющаяся в войсках легкая бронетехника от них не спасает.
Массово выпускавшийся 50—60 лет назад АКМ калибра 7,62 мм был замечательным для своего времени, вправду легендарным оружием. АК74 и АК74М — нескладные модернизации, прежде всего из-за крайне неудачного патрона калибра 5,45 мм. Минобороны, естественно, не хочет закупать дополнительные партии АК74 к тем миллионам, что уже заполняют арсеналы, и требует новое оружие — более легкое и с принципиально улучшенной кучностью стрельбы. Оружейники обещают быстро создать просимое, но под имеющийся патрон 5,45 мм это невозможно, а ничего сравнимого по баллистике с современными западными образцами основного натовского калибра 5,56 мм в России не производится.
И так во всем: советское вооружение — неприхотливое и дешевое — годится там, где «бабы новых нарожают». Сегодня такое оружие массово закупают в России прежде всего страны третьего мира с высокой рождаемостью: Иран, Индия, Алжир, Венесуэла и пр. Оно очень популярно в Африке и Азии, а также среди боевиков-террористов, идеологически склонных к самоубийству. Хорошо, что в Москве начальство наконец осознало, что наши бабы новых рожать в прежних объемах не будут, даже в провинции, что придется сберегать солдат, чего в России не было никогда: ни в мирное, ни в военное время. Но для такой невиданной революции менять придется практически всё вооружение и снаряжение, а не только АК74 с «козлом», к чему наш ВПК не готов ни технически, ни морально-психологически. Может, вправду придется поступить, как когда-то со стрельцами, а потом немцев массово завозить. Путин, как Петр, — Германию нежно любит.