Стоп-кадры
Нехватка квалифицированных рабочих тормозит нацпроекты и всю экономику
На встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей президент Путин заявил о том, что "общество ждет понятных сигналов, какие специальности будут востребованы на рынке труда. Нужны более значимые результаты в организации корпоративных и иных форм профобразования".
Вслед за главой государства о необходимости модернизации системы профтехобразования заговорил и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, проводивший в Новгороде совещание по реализации нацпроектов.
В России сегодня только три процента высококвалифицированных рабочих, сообщил в свою очередь на съезде организации "Достижения молодых" президент ТПП РФ Евгений Примаков. Правда, спикер Государственной Думы Борис Грызлов озвучил другую цифру - пять процентов. Увы, два процента ничего принципиально не меняют - если страна хочет двигаться по инновационному пути развития, с такими кадрами ей вряд ли удастся пройти по нему хоть несколько шагов. Для сравнения: в США квалифицированные рабочие составляют примерно пятьдесят процентов занятого населения, в Германии - сорок пять.
О кризисе системы профобразования ученые и представители бизнес-сообщества говорят не первый год. Но сегодня этот вопрос ставится уже на государственном уровне. Представители власти, политики, бизнесмены отмечают необходимость принятия соответствующего закона и государственной программы. Когда ситуация достигает критической отметки, невидимая рука рынка уже ничего не решит, нужна твердая и вполне реальная рука государства.
Нехватка рабочих - одна из главных проблем трудового рынка страны. На любой бирже труда в любом регионе 80-90 процентов вакансий - рабочие профессии. На большинстве предприятий средний возраст токарей или столяров 53-55 лет.
"Не так давно крупный оборонный заказ от Индии оказался под угрозой из-за того, что в Нижнем Тагиле (это на Урале!) не хватает станочников-механиков! - рассказал "РБГ" эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. - Самое страшное то, что это типичная ситуация, она постоянно воспроизводится".
Дефицит - отнюдь не единственная проблема. По словам президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, те, кто сегодня идет на стройку, по уровню квалификации не выдерживают никакой критики.
Зато нереспектабельную и не слишком выгодную нишу активнейшим образом осваивают мигранты из стран СНГ. Но уровень их квалификации еще ниже, чем у россиян.
На селе положение еще хуже. Уровень квалификации почти повсеместно снизился до чернорабочего: бери больше - кидай дальше. Каждый восьмой работающий механизатор - пенсионер, каждая пятая доярка давно на заслуженном отдыхе.
А как же "кузницы кадров" - знаменитые ПТУ, гордо переименовавшие себя в профессиональные лицеи и колледжи?
Аутсайдер советского образования, рудимент ушедшего в небытие кадрового конвейера, не первый год в жесточайшем кризисе. В Санкт-Петербурге, например, осталось 80 бывших профтехучилищ (десять лет назад -148). Число сельских учебных комбинатов уменьшилось в 5 раз. Опросы выпускников 9-х и 11-х классов показывают: лишь 20 процентов из них намерены получить после школы начальное профобразование. При этом только 27 процентов учащихся бывших ПТУ предполагают быть рабочими (!). Выпускники ищут работу где угодно, только не на заводах. Причин много, среди главных - низкая зарплата, низкий престиж, отсутствие "социалки"...
Но, допустим, молодой человек все же пришел в училище с твердым намерением получить профессию. Кто его встретит? Система укомплектована педагогами и мастерами производственного обучения лишь на 50 процентов. Средний возраст преподавателей - старше пятидесяти. Зарплата где-нибудь в Рязани или Вологде - 1800 рублей. Это у директора. У мастера или педагога - судите сами.
В системе начального профобразования трудятся 160 тысяч педагогов, из них чуть более 90 тысяч имеют высшее образование. Треть самых важных наставников, мастеров имеют более низкий квалификационный разряд, чем тот, что присваивается выпускникам.
Один учащийся ПТУ (воспользуемся старой терминологией) обходится государству в 1,6 раза дороже, чем старшеклассник. Но чему можно научиться на станках выпуска 70-х, 60-х, 50-х годов?
По оценке Бориса Грызлова, более 30 процентов зданий училищ и техникумов требуют капитального ремонта. Удивительного здесь мало. Реформирование профтехобразования с самого начала пошло по странному пути. Реформировалась скорее не система, а... здания. Общежития во многих местах передали коммерсантам, учебные корпуса приватизировали, многие стали использовать не по профилю. Что-то просто удалось вывести из реестра, что-то было передано другому собственнику. И во всех случаях процедура сопровождалась изъятием основных фондов.
Признаем честно: бывшие училища - это сословное образование. Согласно исследованиям, подавляющее большинство учащихся - дети из бедных семей. И если государство действительно заинтересовано в их социальной адаптации, оно должно стать более милосердным. Бесплатное питание, которое с 1 января получают все без исключения дети, это, безусловно, хорошо. Но питание это одноразовое. А стипендия в лицее или колледже - 210 рублей. Комментарии, как говорится, излишни.
Проблемы - финансовые, организационные, материально-технические - можно перечислять до бесконечности. Но есть и еще одна, сравнительно новая: рынок образования и рынок труда плохо совмещены. Жесткое советское планирование ушло в прошлое. Предприятиям не хватает одних специалистов, зато налицо перепроизводство других.
Илья Хандриков, координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса, недоумевает: "Я ни у кого не могу добиться внятного ответа на три вопроса: кто отвечает за подготовку рабочих? Какие рабочие нужны? Почему их не хватает? Моей фирме по производству спецодежды нужны швеи-мотористки, а училища готовят только швей индивидуального пошива. Мы готовы хорошо платить, а специалистов найти не можем. Образование слишком далеко от жизненных реалий".
Еще несколько лет назад чиновники сетовали: государство готовит кадры, тратя бюджетные деньги, а частный бизнес легко переманивает их к себе. Сегодня многие предприятия, ощутив острейшую нехватку кадров, сами занялись обучением персонала. Тем не менее, считает Дмитрий Белоусов, это не самый эффективный способ решения проблемы, ведь нужны материальная база, кадры, учебные программы. Многие ли могут это обеспечить? В 2007 году одним из новых направлений национального проекта "Образование" стала поддержка профессионально-технических училищ и техникумов. Получить деньги из бюджета смогут учебные заведения, которые выиграют конкурс. Главное требование - инновационные подходы к обучению. Планируется, что победители получат от 20 до 30 миллионов рублей. Увы, как посетовал сотрудник Рособразования, попросивший не называть его имени, речь идет о нескольких десятках учебных заведений с высокотехнологичными специальностями. Но училищ в стране 3,5 тысячи.
"Если государство всерьез не займется возрождением ПТУ, экономический рост лишится опоры, а снижение цен на нефть может привести и к резкому повышению безработицы - компании будут массово "сбрасывать" малоквалифицированные кадры", - прогнозирует Дмитрий Белоусов. Правда, на последнем съезде "Единой России" Борис Грызлов пообещал, что "ориентация образования на рыночную экономику вовсе не означает отказ государства от ответственности в данной сфере. При подготовке бюджета на ближайшие три года необходимо рассмотреть вопрос о дополнении нацпроекта "Образование" мерами по поддержке начального профобразования".
Эксперты предлагают свои пути решения проблемы. Во многих странах с развитой рыночной экономикой предприятия независимо от формы собственности отчисляют деньги на подготовку кадров - нечто вроде "налога на квалификацию". В Германии, например, на такой налог уходит 1,5 процента фонда заработной платы и за счет этих денег развивается вся система профобразования.
Евгений Пантелеев, руководитель Департамента науки и промышленной политики правительства Москвы:
- Городу нужны высококвалифицированные рабочие кадры. Поэтому 8,5 миллиарда рублей из бюджета столицы пойдет в 2007 году на развитие системы профессионально-технического образования. Наш департамент совместно с Департаментом образования разрабатывает специальную "кадровую" программу по подготовке рабочих. В первом полугодии она будет внесена на рассмотрение правительства Москвы. Одна из болевых точек здесь такова: около трех десятков столичных профессиональных училищ в настоящее время являются федеральной собственностью. В них учатся порядка 30 тысяч человек, и из них только 5 тысяч - на политехнических специальностях. Мы намерены предложить правительству РФ реорганизовать эту систему. Во-первых, оснастить учреждения профобразования новым оборудованием. Во-вторых, создать сеть ресурсных центров на предприятиях, где ребята могли бы проходить стажировку и выбирать специальность.