Главреды нашли главного провокатора событий на Триумфальной
Выводы, сделанные членами комиссии Общественного совета при ГУВД Москвы по расследованию событий 31 декабря на Триумфальной площади, в целом не противоречит решению суда в отношении задержанных оппозиционеров. Об этом свидетельствует опубликованный в Сети протокол заседания комиссии.
Состоявшееся 27 января заседание специально созданной комиссии для разбора эпизода с задержанием одного из лидеров "Солидарности" Бориса Немцова 31 декабря 2010 года на Триумфальной площади в Москве стало причиной громкого скандала. Озвученные некоторыми участниками совещания выводы, стали основанием для заявлений о неправомерности задержания Бориса Немцова, который, как утверждалось, не сопротивлялся сотрудникам милиции, не ругался матом и не призывал идти на альтернативный митинг.
Мнения экспертов, выразивших сомнение в правомерности именно такой трактовки событий, вызвали бурное возмущение уже со стороны участников заседания, обвинивших носителей альтернативной точки зрения в искажении фактов. Но признать правоту кого-либо стороннему наблюдателю было крайне затруднительно именно в силу отсутствия полной картины произошедшего 27 января, то есть протокола заседания.
Его черновик главред "Эха Москвы" Алексей Венедиктов обещал опубликовать ещё на прошлой неделе, поскольку, как пояснил он сам, на кону стоит его репутация. "Если вы найдете противоречия между протоколом и моими словами, тогда вы можете мне не доверять", - заявил он в эфире "Эха Москвы".
По инициативе ли Венедиктова или кого другого, но сканы протокола заседания действительно стали доступны общественности. На первый взгляд, особых различий между тем, что было озвучено до этого и зафиксированным в документе вроде бы нет. Другое дело, что были озвучены далеко не все выводы, к которым пришли члены комиссии, что, в итоге, и послужило поводом для ложных выводов.
Согласившись с тем, что санкционированный митинг прошёл нормально, члены комиссии перешли к фактам задержания.
"Сторонники Лимонова заняли всю сторону Тверской улицы. Сотрудники милиции в мегафон объявляли, что со стороны Брестской улицы есть выход, а Немцов и Яшин пытались прорвать оцепление. Что мешало им воспользоваться организованным выходом с мероприятия?" - изложил начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков официальную версию событий.
Членов же комиссии больше волновал вопрос сопротивления Немцова милиционерам. Ознакомившись с представленными видеозаписями, участники совещания сочли нужным заметить, что этого они не увидели. "А вы что, хотели, чтобы он сотрудника милиции прямо в лицо бил? - задал риторический вопрос В. Бирюков. - Есть неповиновение. В данном случае он должен был прислушаться к просьбам сотрудников милиции пройти через Брестскую улицу", - пояснил он.
Точку зрения милиционеров поддержал ректор РУДН В. Филиппов: "Я бы хотел занести в протокол следующее положение о том, что Б.Е. Немцов пытался пройти через оцепление сотрудников милиции там, где явно запрещено было проходить. На видео отчётливо видно, что Немцов шёл к этому ряду ОМОНа, несмотря на то обстоятельство, что рядом был открыт проход."
Проректор института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова В. Вершков, в свою очередь, отвечая на реплику главы МХГ Л. Алексеевой, о том, что её пропустили, а шедшего чуть позже Немцова нет, пояснил: "По одному человеку могут и пропустить, но Немцов шёл с толпой". Причём, как отметили участники заседания, толпа вела себя достаточно агрессивно.
Вот, например, фрагмент диалога председателя правления фонда "Социальное партнёрство" В. Борщева и В. Бирюкова:
Борщев: "На плёнке есть характерная фраза Немцова: "Ребята, мы хотим пройти на Тверскую"".
Бирюков: "И там есть характерная фраза "Мужики, поднадавим!"
Борщёв: "Эту фразу произнёс Яшин, а мы сейчас говорим о Немцове".
"Собственно, именно Яшина члены комиссии не сговариваясь признали главным козлом отпущения. "Я считаю, что Яшин вёл себя в данном случае, как провокатор. И в принципе, мы можем это зафиксировать и внести в протокол комиссии, что мы считаем действия Яшина провокационными", - объявляет П. Гусев.
"На видео зафиксирована попытка прорыва Яшиным" - поддерживает коллегу А. Венедиктов.
"Не попытка, а призыв", - поправляет главреда "Эха Москвы" главред "Новой газеты" Дмитрий Муратов.
Разобравшись с провокатором Яшиным, участники обсуждения вернулись к оценке действий Немцова, касающихся прозвучавших с его стороны призывов на митинг. Присутствовавший на заседании зам. Начальника ГУВД по гэ Москве В. Козлов обратил внимание на то, что задержание произошло не на санкционированном митинге, а в том месте, где проходил несанкционированный митинг. "И мы не знаем, куда шёл Немцов и те, кто были с ним. Он идёт в толпе, он лидер, может он сопротивления не оказывал, но вместе с толпой он оказывал неповиновение сотрудникам милиции и высказывал лозунги на несогласованном митинге", - пояснил он логику действия милиционеров.
"Если бы сейчас стоял вопрос: провозглашал Немцов антиправительственные лозунги вне пределов согласованного митинга, то мы бы ответили стопроцентно "да"", - соглашается с милиционером П. Гусев. И уточняет: "Если я выйду и крикну, например, "Долой Путина!" - это является нарушением общественного порядка?"
"Данные действия являются нарушением общественного порядка", - подтверждает В. Вершков.
Павел Гусев также заметил, что в ситуации с задержанием Немцова нет политической подоплёки. "Я не вижу в этой ситуации политики. Я пытаюсь выстроить линию по определённым формальным позициям, чтобы потом, когда нам зададут вопросы вне комиссии... а задавали же этот вопрос, на кадрах же видно, что он кричал про Путина. Я и пытаюсь в этом разобраться", - говорит он.
Главред "МК" также пытается обобщить: "...но мы видели, что была попытка прохождения в неположенном месте - раз, попыток насильственных действий или ругательства матом мы не видели, это надо зафиксировать, что на плёнке не зафиксированы насильственные действия со стороны Немцова".
- Но можем ли мы сделать вывод на основании одной только плёнки? - обращается к членам комиссии Д. Муратов.
- Представленной ГУВД и представленной Немцовым, - уточняет А. Венедиктов.
- Я думаю, что не можем. Вокруг также были люди, которые давали соответствующие показания, - продолжает свою мысль Д. Муратов.
Собственно, выводы комиссии о том, что Немцов не оказывал сопротивления милиции, но не подчинялся законным требованиям сотрудникам МВД, никак не противоречат судебному решению, поскольку факт сопротивления сотрудникам милиции регулируется уже статьей Уголовного кодекса. Так что, в этом отношении, можно признать, что судья действительно правильно разобралась в ситуации.
"Мы - не юристы, не всё можем понять. Но мы специалисты по пиару. В истории 31 декабря 2010 года выиграл один человек - Немцов, проиграла милиция и государство. Посмотрите на его радостное лицо, на его дивиденды. Мы не должны в дальнейшем попадаться на этот крючок", - заявил на заседании комиссии руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В. Вигилянский. Он же сделал короткое заявление о заседании: "У нас состоялся абсолютно откровенный диалог с совершенно разными, порой диаметрально противоположными позициями. Всем была дана возможность высказаться. Руководству ГУВД по г. Москве были высказаны пожелания в части, касающейся обеспечения как безопасности, так и удобства для граждан, принимающих непосредственное участие в протестных акциях".