Утопительный сезон
Этим летом в России небывалая смертность на воде, но люди продолжают купаться в самых опасных местах
Как выяснилось, по данным МЧС России, с начала года в водоемах Москвы утонули уже 54 человека. Большинство людей губят пьянство и купание в неразрешенных местах. Если обойти столичные пляжи, то глазам предстанет весьма печальная картина: вместо песка – осколки и сигареты, дети зачастую плещутся вообще без присмотра, а представление даже взрослых отдыхающих о том, что такое безопасность на воде, весьма страдает. Загрязненность воды – это вообще отдельная проблема. По словам экспертов, сегодня в водоемах можно подцепить всевозможные желудочно-кишечные и кожные инфекции.
С каждым днем появляются все новые жертвы жары и купания в неположенных местах. В понедельник 12 июля в Нижнеудинском районе Иркутской области ушла под воду машина с тремя детьми. Отдыхающим удалось спасти еще одного ребенка и водителя. Как сообщает ГУВД Иркутской области, 73-летний дедушка из поселка Шумский вез внуков и их друзей купаться на местный карьер, но не справился с управлением и при развороте съехал в подводную яму. Отдыхающие успели вытащить деда и его 11-летнюю внучку Дашу. Ее сестра-близнец, брат и соседка захлебнулись в салоне машины. Водитель находится в шоке и не может объяснить, как так вышло, что машина съехала в карьер. Однако очевидно, что у пожилых людей сильно снижена реакция, и отпускать 73-летнего пенсионера везти детей туда, где есть подводные ямы, в любом случае большая ошибка. К тому же в жару внимание снижается в разы. «Жара притупляет внимание, потому что в организме нарушается теплоотдача: человек потеет, кровь сгущается, сахар в крови повышается. В итоге головной мозг хуже снабжается кровью», – рассказывает главный врач медицинского центра «Твой доктор» Татьяна Романенко.
А на Азовском море, в станице Должанская, неподалеку от которой на прошлой неделе случилась трагедия с шестью школьниками из Москвы, позавчера утонула еще и учительница. 62-летняя преподавательница из Свердловской области Надежда Гусарова впервые за 45 лет решила отдохнуть и поехала вместе с мужем в гости к старшей дочери в Ейск. В воде у нее случился сердечный приступ. «Когда в жаркую погоду пожилой человек приходит купаться, у него может остановиться сердце, ведь вода не однородна: внизу могут быть ледяные течения, резкий перепад температуры вызовет напряжение в организме», – говорит заместитель начальника Московской городской поисково-спасательной службы (ГУ «МГПСС») Сергей Пятикоп.
По данным МЧС России, с начала года в стране утонули 2 тыс. 139 человек. Только на прошлой неделе погибли 233 человека. Пока это меньше, чем в прошлом году, но жара все еще остается дополнительным фактором опасности. «Смертность людей начинает прогрессировать при температуре воздуха свыше 25 градусов», – говорит Сергей Пятикоп. По данным Центра управления кризисными ситуациями МЧС по Москве, с 1 июня по 11 июля в Москве утонули 38 человек (с начала года – 54). Печальным «лидером» по числу утопленников стал Северо-Западный округ столицы (16 человек с начала года). Спасатели вычислили, что чаще всего люди тонут с 16.00 до 17.00 часов.
В большинстве случаев причиной гибели становится пьянство. Также случаются судороги, обострение хронических заболеваний или просто человек, не умея плавать, не рассчитал силы. А плавать не умели больше 8% утопленников. «Сейчас эта цифра увеличилась за счет приезжих из ближнего зарубежья», – говорит Сергей Пятикоп. Он также приводит цифры, говорящие о том, что из-за обострения хронических болезней утонули 3–4% от общего числа утопленников. В то же время с 1 июня в Москве сотрудники МЧС спасли 99 жизней, в последние выходные в их руки попали девять неумелых пловцов, которые могли утонуть.
Как выяснилось, москвичи не воспринимают опасность всерьез: им жарко. Один из запрещенных для купания пляжей на берегу Москвы-реки располагается в 10–15 минутах ходьбы от метро «Щукинская». Подход к нему крайне неудобный, вода грязная, а на песке – разбитое стекло. Местные отдыхающие считают, что купаться запрещено потому, что здесь нет ни милиции, ни спасателей, путая причину и следствие. В районе Строгино тоже запрещено купаться, и эта зона отдыха еще грязнее, поэтому большинство людей только загорают.
В Москве сегодня 11 разрешенных с точки зрения оборудования и чистоты дна зон для купания. Зон отдыха, где можно только загорать, но не купаться – 25. Но Роспотребнадзор, контролирующий санитарное состояние воды, может запрещать купаться и в разрешенных спасателями зонах. Так, по данным Роспотребнадзора, из 11 зон вода соответствует нормам только в пяти: «Мещерское», «Серебряный бор-2», «Серебряный бор-3», «Левобережный» и «Большой городской пруд».
Таблички о запрете купания выставлены в зонах «Тропарево», «Озеро Белое», «Озеро Черное», «Школьное озеро», «Бич Клаб» и «Большой садовый пруд». Но загорать без купания москвичи не могут.
Корреспондент «Новых известий» приехала на пляж «Белое озеро» в 10 утра в надежде позагорать. Пройдя по тропинке через лес и выйдя на опушку, она увидела следующую картину: несколько сотен человек в пестрых купальниках лежали на берегу озера. Те, кому не хватило места, загорали стоя или обходили озеро, дабы найти хоть один свободный квадратный метр под палящим солнцем. Женщины средних лет, мужчины пожилого возраста, молодые парни и девушки лежали на песке, многие с пивом в руках. Кто-то не стеснялся заходить в воду с бутылкой спиртного. Прямо под знаком с изображением перечеркнутого купающегося человечка плавали дети с родителями. На песке слева расположились двое: мужчина и женщина лет по пятьдесят. Между ними стояла бутылка водки. Алкогольные напитки продаются на этом пляже в трех местах: в кафе и двух палатках.
В «Коломенском» купаться тоже запрещено: река в этом месте предназначена только для водного транспорта. Территория ограждена заборами и постоянно проверяется конной и пешей милицией. Старший сержант милиции говорит, что «люди купаются, но если мы заметим таких, просим выйти из воды». Однако неподалеку, за оградой, куда милиция не ходит, все же расположились отдыхающие. Москвич Александр Смирнов признается, что купаться не боится, потому что «всегда много людей вокруг, кто-нибудь да спасет». А 12-летний Миша Кузнецов хвастается, что ему очень нравятся волны от проезжающих катеров и кораблей. Мальчику разрешают купаться одному.
На реках и озерах столицы установлены 23 спасательные станции Московской городской поисково-спасательной службы. «Наша служба контролирует всего 2% водной системы Москвы. А люди, чтобы искупаться, ищут первую попавшуюся лужу», – сетует заместитель начальника ГУ «МГПСС» Сергей Пятикоп. Борисовские пруды – еще одно излюбленное место отдыха москвичей. В этом году купание там запрещено, но людей не убавилось. Наличие бактерий в воде не пугает даже мам с маленькими детьми. «Про запрет знаю – видела таблички, но что поделать. Вообще я здесь первый раз. Этот пруд самый близкий к дому», – рассказала Наталья Иванова, пришедшая с двумя детьми лет шести. «Я слышала, что пруд в этом году чистили», – развеивает собственные опасения отдыхающая Анна Верещагина. Однако чистка дна, которая производится во всех купальных зонах, не имеет отношения к бактериологическим показателям воды.
Двое парней, проверяя свои силы, все дальше отплывают от берега. Несмотря на запрет, на пляже работает поисково-спасательная станция «Борисовская», и за парнями в бинокль наблюдают спасатели. Запретить же купаться сотрудники МЧС не собираются: «Все купаются. Мы ничего с этим сделать не можем. А запрет не постоянный. Возможно, в следующем году Борисовские пруды откроют», – так объяснил спасатель наличие станции. Почти все, кто есть на пляже, хлещут пиво из двухлитровых бутылок.
В Южном Бутово пруды небольшого размера и не имеют никаких пляжей. Вода огорожена бетонным бордюром, она грязная, в ней плавают десятки собак за палочками, развлекая хозяев. Рядом смывают рабочий пот дворники и торговцы из ближнего зарубежья. И здесь же дети в одних трусиках ныряют в воду. Она мутная, не видно дна, много водорослей, в которых запутался мусор. Родители за детьми не следят и пьют в кустах пиво. В том же парке есть и фонтаны, которые не чистили, похоже, с самой весны, и вода не обновляется, но родители водят сюда детишек, как в бассейн. Скорее всего, многие из них станут пациентами дерматологов.
«Ко мне обращались несколько человек после купания, но их немного, – говорит дерматолог клиники в Южном Бутово Светлана Соколова. – Обращаются с воспалениями и гнойными заболеваниями после повреждения в грязной воде стеклом». «В грязной воде можно подцепить цискариоз. Это заболевание, переносчиком которого являются утки, – предупреждает дерматолог медицинского центра «Южный» Жанна Кирпикова. – А еще сейчас жаркое лето, и в воде растет ряска. Она увеличивает чувствительность кожи к солнечному свету, и можно получить солнечный ожог. К воде может возникнуть и аллергическая реакция». По словам г-жи Кирпиковой, ил в стоячих водоемах кишит насекомыми, некоторые из них кусаются, что тоже может привести к раздражению кожи. А по берегам растет ядовитый борщевик, который никто не выдирает: ожоги от него очень болезненны. А вот вероятность подцепить грибковые заболевания в большом водоеме очень мала. Этого стоит опасаться скорее тем, кто купается в фонтанах. Впрочем, для любителей принимать водные процедуры в запрещенных местах максимальную угрозу представляют не кожные, а кишечные заболевания.
В отличие от Москвы, где цена входного билета на хороший пляж начинается от 100 рублей, в регионах цена на билеты невысока. В Волгограде, например, разрешено купаться только на одном пляже, но оборудован он с комфортом. Есть даже детская площадка, волейбольное поле и тренер по плаванию. И стоит это удовольствие всего 15 рублей. Есть и льготы: бесплатно могут пройти многодетные семьи и инвалиды. Правда, в выходные дни на пляже яблоку негде упасть. Поэтому тем, кто не успел вовремя занять место, приходится выбирать альтернативные варианты. Их в Волгограде много, но все они небезопасны: вода загрязнена различными сбросами, дно не очищено, берег покрыт слоем мусора.