Хроника расчеловечивания
Хоррор "Химера" о генетическом эксперименте, породившем существо-мутанта, дал критикам повод сравнивать канадского режиссера Винченцо Натали с его соотечественником Дэвидом Кроненбергом, автором биологических ужастиков "Муха" и "Выводок": оба работают с жанровыми стандартами, но выдают ни на что не похожее кино в собственном стиле.
Натали дебютировал в 1997 году фильмом ужасов "Куб": по сюжету пятеро заключенных отчаянно пытались выбраться из лабиринта, напичканного смертельными ловушками. Малобюджетный герметичный ужастик с виду лишь старательно отрабатывал схему "игра на выживание", но на поверку оказывался зрелищем довольно изысканным и совсем непростым. Натали использовал жанровый канон для кунштюка, объединившего психологический триллер, философскую притчу и антиутопию. Вдобавок фильм выделялся из общего ряда не просто тревожной, а болезненно меланхоличной атмосферой тотальной безнадеги. Поклонники жанра оценили этот неуютный дебют, но дальше Натали уже дрейфовал в направлении от хоррора к фантастике.
Его следующий фильм "Кодер" (2002 год) — антиутопия в духе гильямовской "Бразилии": компьютерные корпорации шпионят друг за другом, а в центре сложной интриги мечется обалдевший от всеобщего шпионажа двойной агент, которому стерли память и подменили личность. Здесь Натали — визионер, создающий зловещие параллельные миры, где блуждает потерявшийся герой со сбитой идентификацией.
"Пустота" (2003 год) и вовсе выбилась из всех жанровых рамок: двое загнанных жизнью в угол закадычных друзей, аутист и лузер, силой мысли уничтожали весь окружающий мир и оказывались в пустоте, которая приятно пружинит под ногами и вполне пригодна для одинокого существования. Необычный сюжет потребовал нестандартной стилистики, и Натали сконструировал нечто похожее на сюрреалистическую анимацию Терри Гильяма периода "Летающего цирка": в финале друзья ссорились и уничтожали друг друга по частям, пока от каждого не оставалось ничего, кроме головы. В 2005 году Натали довелось присутствовать у самого Гильяма на съемках "Страны приливов". Результатом стала восторженная документалка, посвященная кумиру, "Постигая Гильяма".
Эстетские проекты Винченцо Натали никогда не собирали кассы, но "Химеру" поддержал в качестве продюсера один из лучших хоррор-мейкеров Гильермо дель Торо. С новым фильмом Натали снова вернулся к почетному жанру хоррора в его классическом изводе: одержимые ученые создают чудовищного гомункула из пробирки — сюжет, слегка подзачахший со времен Франкенштейна. Гениальные и безответственные супруги-генетики Клайв (Эдриан Броуди) и Эльза (Сара Полли) проводят эксперименты, спонсируемые фармацевтической компанией, и позволяют себе самые смелые опыты. Например, объединить ДНК человека и животного по принципу: глядишь, что-нибудь да выйдет. Выходит, как водится, страшное — чучело из пробирки по имени Дрен (Дельфин Шанеак), вначале похожее на ребенка и закономерно пробуждающее в зарвавшихся генетиках родительские инстинкты. Правда, довольно скоро особь подрастает, и генетикам приходится на свой риск прятать ее от теперь уже бывших заказчиков, после того как их отчаянная евгеника лишается финансирования.
Представленная до выхода в прокат на фестивале независимого кино "Сандэнс" и на фестивале фантастики в Ситжесе "Химера" собрала россыпь положительных критических отзывов. Новое порождение фантазии Натали, довольно тревожное на вид стрекочущее хвостатое существо условно женского пола, позволило критикам провести еще одну почетную аналогию — с "Головой-ластиком" Дэвида Линча, где фигурировал неприятный шевелящийся обрубок, похожий на ребенка. Критика уже оценивает Винченцо Натали в ряду самых сильных нынешних режиссеров-визионеров, которым материя кошмара подчиняется абсолютно, хотя метафизическая изнанка бытия занимает их гораздо больше, чем банальное намерение попугать охочую до ужасов публику.
В прокате с 24 июня