Большое кино о большом корабле
В прокат вышла кинокартина «Переправа» Джона Ву, мастера гонконгских боевиков 80-х, который решил снять свой «Титаник», но оказался ближе к современному русскому кино про войну
Под конец Второй мировой Китай окончательно оттесняет японскую армию, чтобы начать стремительно скатываться в очередной гражданский конфликт. В краткий момент мира молодой красавец-генерал женится на дочке шанхайского банкира, но вскоре отправляет ее подальше от надвигающейся беды на Тайвань. Туда же возвращается доктор, который во время войны служил по принуждению на стороне императорской армии и грустил по своей японской невесте. В это время в Шанхае готовящийся к отправке на фронт рядовой предлагает бедствующей работнице госпиталя сняться с ним за вознаграждение для фальшивого семейного портрета — так его реальная семья получит больше талонов на еду. Большинству этих героев предстоит стать участниками еще одной реальной трагедии: в 1949 году корабль "Тайпин" столкнется с грузовым судном и потонет более чем с тысячью своих пассажиров.
Гонконгского режиссера Джона Ву по-прежнему принято воспринимать в первую очередь как человека, ответственного за революцию в азиатских боевиках конца 80-х или, по крайней мере, ее главным экспортным лицом. Его фильмы тех лет и правда во многом вдохнули в жанр новую жизнь и до сих пор смотрятся на ура. Затем Ву соблазнил Голливуд, где у режиссера вышла череда отчасти занятных, но по прошлым меркам все же проходных фильмов. Под конец нулевых автор вернулся на родину и неожиданно принялся за производство масштабных исторических полотен, первое из которых, "Битву у Красной скалы", все поспешили окрестить возвращением мастера в форму.
"Переправу", последнюю его подобную работу, прокатчики всего мира старательно презентуют как "китайский "Титаник"", но русскому зрителю в голову должны прийти намного более точные параллели. Больше всего фильм похож на последние картины Никиты Михалкова: это тоже великое кино о великой войне, история большой трагедии, рассказанная как мелодраматическая нелепица, неестественно блестящая высокобюджетным глянцем. Ву, конечно, находится в лучшей форме и в более здравом уме, его образы менее ангажированы и реже уходят в фантасмагорическую горячку, но "Переправа" все равно то и дело тонет в пучинах дурного вкуса. Надо признать, что фильмы режиссера всегда сочились мелодраматизмом самого низкого сорта, но когда дело касалось бандитов в развевающихся плащах, это было весело и по-своему красиво. В здешних масштабах Ву кажется немножко варваром в музее истории, непроизвольно путающим цитату из Толстого с "Золушкой". Мужские отношения ему по-прежнему удаются лучше, но, как и любовь, кровь здесь тоже скорее красочный мультяшный фейерверк, не совсем подходящий драме такого исторического масштаба. И все же во всем этом безобразии видится не столько глупость или режиссерская безалаберность, сколько осознанно выбранная в качестве метода наивность. Для того чтобы получить от "Переправы" удовольствие, скорее всего, потребуется терпение и определенное смирение, но как бы ни хотелось над фильмом подшучивать, по-настоящему насмехаться желания не возникает.