Ничего святого
Как и с чьей помощью столичные власти безвозвратно уродуют исторический облик Москвы, угрожая жизни и здоровью жителей нашего города
«Если они сейчас начнут строительство, то дом просто рухнет и погребет под собой всех нас!». Руслан Олешевич, живущий в известном на всю страну Доме писателей, никак не может понять, почему строительная корпорация «Баркли» ведет строительство с грубейшим нарушением всех возможных норм безопасности. Причем делает это в самом центре Москвы, в 1(!) километре от Кремля. В самом что ни на есть историческом районе – Замоскворечье.
Нет дома – нет проблемы
Итак, пострадавшая сторона - жильцы Дома писателей. Люди, жизни которых строители из корпорации «Баркли» поставили под реальную угрозу. Могут спросить – а из-за чего столько шума? Что это за дом такой? Вот краткая справка. Дом писателей в Лаврушинском переулке, 17/2, напротив Третьяковки, был построен в 1937 году рядом с палатами XVII века (стоят до сих пор). В нем жили десятки известных миллионам писателей и поэтов, гордость страны – Федин, Олеша, Пришвин, Паустовский, Лев Кассиль, Ильф, Катаев, Агния Барто, Казакевич, Пастернак… Дом является объектом культурного наследия федерального значения. Обратите на этот внимание.
Зимой 2015 года в буквальном смысле под стенами дома появились строители «Баркли». Цель была проста: на месте ветхого соседнего здания, стена к стене примыкавшего к Дому писателей, выстроить новое элитное жилье. С этого момента и начались злоключения на Лаврушинском, 17.
«Перед тем как снести старое строение, они устроили пожар, - рассказал «ОГ» Руслан Олешевич. – Представьте себе масштабы этого «управляемого» пожара, если тушить его приехали 20 пожарных машин. Уже тогда жильцы верхних этажей нашего дома пострадали - одну женщину увезли в реанимацию, потому что ей стало плохо. Еще бы, когда прямо за твоей стеной полыхает дом!» Во время тушения пожара часть воды просочилась прямо в квартиры живущих на верхних этажах людей. В результате им пришлось делать ремонт за свой счет, продолжает г-н Олешевич, а сегодня…
Сегодня подкоп под Дом писателей (а как иначе назвать все, что происходит уже сейчас?) продолжается. По стенам дома пошли трещины, на стенах множится плесень. И все от непрофессиональных (умышленно?) действия строителей «Баркли».
Вторая сторона процесса ведет себя очень уверенно. И постоянно говорит, что никаких нарушений с ее стороны нет. Но так ли это? Жильцы дома не согласны – историческое здание в последние месяцы буквально пронизали трещины. От первого до последнего этажа. Почему?
«Работы идут с грубейшими нарушениями, - говорит Руслан Олешевич. - Ведь порядок обычно какой – строители должны предоставить разрешение, все необходимые документы, укрепить стену нашего дома и только потом уже что-то строить». Учитывая статус дома, компания должна была представить документы в Мосгорнаследие. Никаких документов представлено не было, говорит он. А трещины тем временем расширяются – поставленные зимой «маяки» сдвинулись на 2 деления. К лету они появились и в подъезде – чего еще не было зимой.
В «Баркли» с опасениями жильцов категорически не согласны. «Трещины являются косметическим дефектом стены», говорит генеральный директор компании Егор Швецов, а стену, мол, укрепили по все правилам. Какие правила, негодуют опрошенные нами жильцы, поставили стяжку 20 сантиметров толщиной и думают, что так можно удержать весь дом!
Но обитателей Дома писателей общие фразы не успокаивают. «У нас под домом есть старый подземный ход, - рассказывает Руслан Олешевич. - Он начинается там, где заканчивается подвал нашего дома. Причем идет этот ход как раз в сторону нынешней стройплощадки. Высотой он метр восемьдесят, шириной полтора метра и наполовину затоплен водой. Что там – не знает никто». Этот ход всегда закрывали, пытались изучить, но планов его не нашли нигде – ни в Метрострое, ни в Мосгазе. «Мы вызвали диггеров, но они только посветили фонариком и не решились туда пойти. Уж если диггеры отказались, то, наверное, опасность, действительно велика», делится сомнения г-н Олешевич. Если с этим подземельем строители вдруг что-то сделают, начнут копать, то это «потянет» за собой дом, уверен он.
Кроме того, строители «Баркли» для каких-то им одним известных целей пробили в стене Дома писателей… дырки. 10 сантиметров в диаметре и более. Представьте себе: живете вы в центре столицы, а вам вдруг продалбливают стену. Ну как снарядом где-нибудь в Луганске. Но только вместо снаряда бойцов АТО здесь – строители «Баркли». И вот вам прямая вентиляция, дырка на улицу! Напомним, дело происходит в центре Москвы, Третьяковская галерея и Кремль рядом. Дикость, но, судя по прежним «проектам» «Баркли», для этой компании такая политика не в диковинку.
Кто решил, что это интересное здание?
А теперь самое время познакомиться с автором этой фразы. Леонид Александрович Казинец. 49 лет. Выпускник МИИГАИК, в строительном бизнесе сразу по окончании вуза. Владелец «Баркли». Мастер спорта международного класса по парашютному спорту, дважды занесен в Книгу рекордов Гиннеса, увлекается кудо. Говорит, что москвич в третьем поколении. Член Совета при Президенте РФ по жилищной политике и повышению доступности жилья, советник Собянина на общественных началах. Фигурант списка 500 миллиардеров по версии журнала «Финанс».
О г-не Казинце можно рассказывать долго. Типаж вполне определенный – достаточно ознакомиться с его интервью «Огоньку». И изменения в городе понимает очень специфически.
Например, чего стоят такие его слова: «А что Военторг? Кто решил, что это интересное здание? <…> В центре 70 процентов зданий не представляют никакого интереса. Зачем эти халупы поддерживать? На какие средства? Я за то, чтобы в городе всё старьё вычистить».
Конечно, вычистить, а на их месте построить новые «Золотые мили». Кто бы сомневался… Приведем один лишь пример того, как «Баркли» «решает проблемы» с учетом исторической среды. Поскольку вся земля в Москве занята, приходится строить на чьём-то месте.
В 2013 году компания г-на Казинца решила построить жилой комплекс напротив Донского монастыря. Конечно, не Замоскворечье, но все-таки в пределах ТТК. Проект продавливали как положено – Архитектурный совет и все такое. Ведь выстроить башни на 37 000 «квадратов» «Баркли» захотела на месте Донских бань, в непосредственной близости от монастыря. Первоначально Казинец захотел забабахать дома 75 метров высотой. Видимо, «на верхах» все уже было решено заранее - большинство членов Архитектурного совета сходу поддержали данный проект. По мнению президента Союза архитекторов столицы Николая Шумакова, появление вблизи Донского монастыря высотного здания не нанесет ущерб городской панораме. Против проекта в нынешнем виде высказались лишь двое смелых - Евгений Асс и Юрий Григорян. По их мнению, речь идет об обычной точечной застройке без учета архитектурных особенностей района.
«Свадебная» роль архсовета стала ясна после выступления главного архитектора Москвы г-на Кузнецова. Он сообщил журналистам, что решение о строительстве компанией «Баркли» жилого комплекса будут принимать мэр Сергей Собянин и его заместитель Марат Хуснуллин. В настоящее время компания «Баркли» уже получила ГПЗУ, а экспертному сообществу было предложено просто составить протокол, где будут отражены мнения, замечания и предложения по данному проекту. Кузнецов отметил, что он является сторонником преемственности решений во власти. Как говорится, комментарии излишни.
Что интересно – аргументация Леонида Казинца, присутствовавшего на том заседании. Мотивируя необходимость строительства, он указал на то, что компания на сегодня уже вложила в реализацию данного проекта порядка 50 млн. долларов. И «Баркли» терпит ежедневные убытки на уровне 50 тысяч долларов, поскольку простаивает арендуемая строительная техника. Он выразил надежду на то, что по проекту будет принято положительное решение, «поскольку большинство членов совета его поддержало». Какая история, какая среда, о чем вы тут говорите!! Бизнес у меня стоит, а вы тут со своей культурой лезете…
Дело было в марте 2013-го, и через месяц нужное решение было продавлено. В апреле Архитектурный совет большинством голосов проголосовал «за». И снова только 2(два!) человека не прислушались к реву «золотого тельца»…
…Не хотелось бы думать, что и Дом писателей постигнет судьба Донских бань. На их месте стоят две громады с квартирами ценой, как пишут блогеры, 30-50 млн рублей. Ведь так заманчиво сначала подвести дом в Лаврушинском к аварийному состоянию, потом поджечь его, а затем выстроить очередного урбанистического монстра. А мэрия будет только «за». Не правда ли, г-н Казинец?
P.S. Крайне рекомендуем посмотреть фильм Андрея Лошака из серии «Профессия репортер», запрещенный к показу на НТВ. В политике бизнеса и московских властей в отношении памятников архитектуры и исторического прошлого Москвы с тех пор ничего не изменилось. Лишь стало хуже (Казинец фигурирует там с 14-й минуты).