Бонус в 1,4 миллиарда
Московский НПЗ, принадлежащий «Газпромнефти», получил возврат средств из городского бюджета в размере 1 млрд 400 млн рублей. Депутаты и правоохранительные органы считают это коррупционной и противозаконной схемой, за которой стоит глава столичного Департамента природопользования Антон Кульбачевский
На днях Генеральная прокуратура занялась проверкой деятельности очередного московского чиновника. Им стал глава Департамента природопользования Антон Кульбачевский. Правоохранители заинтересовались «особенностями московской природоохраны» с подачи депутата Госдумы Валерия Гартунга. Дело в том, что еще в мае в ряде СМИ прошли сообщения о том, что г-н Кульбачевский незаконно зачёл налоговые средства, полученные от Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), в качестве расходов на благоустройство города. Речь идёт почти о 1,4 млрд. рублей, изначально уплаченных предприятием, которое принадлежит «Газпромнефти», в федеральный, городской и муниципальный бюджеты в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Средства, поступившие в бюджет Москвы и в бюджет муниципального округа Капотня, решением главы департамента природопользования Кульбачевского были возвращены заводу.
«Это очень необычная история»
Что интересно – завод сначала пытался вернуть и деньги, ушедшие в федеральный бюджет по аналогичной статье расходов. Соответствующее письмо было направлено в Минфин, однако ведомство, удивившись неожиданной просьбе, отказало наотрез. И подключило к делу Следственный комитет и ФСБ. Те, как пишут СМИ, установили факт нарушений.
И тогда, как предполагают, узнав о проверке ФСБ и СК, Антон Кульбачевский обратился к мэру Москвы с просьбой подписать документ, дающий разрешение на возврат средств. Чтобы легитимизировать свои действия. В итоге район Капотня лишился значительных средств, которые мог бы потратить на улучшение экологической ситуации и на свое развитие.
«Изначально Кульбачевский не имел права принимать такие решения, подписывать что-то. Получается, все деньги, которые нам грязью на голову выкинули, мы их даже потратить не можем», - говорит муниципальный депутат Валерий Солянин. «Сначала завод отправил деньги в качестве платы за выбросы отходов, потом получил их назад, - удивляется директор по программа «Гринпис России» Иван Блоков. -. Это настолько необычная история, когда деньги выплачиваются назад. Тем более что 20% этих денег должны были идти в федеральный бюджет, и если верить той информации, которая сейчас стала известна, то эти деньги зачитываются за выполнение природоохранных мероприятий». «При этом ничего неизвестно о том, проводились ли корректировки платежей, был ли соблюден порядок корректировки, если она проводилась, - говорит юрист Фонда борьбы с коррупцией Иван Ждавов. - Если будет установлено, что природоохранные мероприятия не соответствуют сумме 1,4 млрд., то есть все основания для возбуждения уголовного дела».
Пиарщик по совместительству
Если посмотреть на информационный фон вокруг МНПЗ, то создается стойкое впечатление, что глава Департамента природопользования столицы работает в «Газпромнефти» на полставки штатного пиарщика. Вот несколько примеров за последние два года – глядя на них, трудно поверить в иное.
Июнь 2013 года. Кульбачевский отвечает на вопросы «Комсомолки» об экологической ситуации в Капотне. Ответ выглядит как зачитка парадного пресс-релиза «Газпромнефти»: «Собственник Московского НПЗ - «Газпромнефть» - уже несколько лет реконструирует очистные сооружения. Только за прошлый год они вложили в реконструкцию 30 миллиардов рублей. И эффект был. Если несколько лет назад из ближайших к НПЗ районов к нам на «горячую линию» поступало около 70 жалоб в неделю - жители были недовольны неприятными запахами, - то теперь таких жалоб всего 4 - 5. В течение ближайшего года, как планируется, реконструкция очистных сооружений будет закончена». Сегодня на дворе конец июля 2015 года. Достаточно проехать по МКАД мимо МНПЗ, чтобы понять, что насчет запахов г-н Кульбачевский «соврамши».
«Вонючий ноябрь» 2014-го. На МНПЗ происходит выброс сероводорода. «Газпромнефть» от ответственности отказывается – анонимный сотрудник пресс-службы заявляет, что никаких неполадок не было. Но жители продолжают жаловаться, причем не только в Люблино. Сообщения о странном запахе приходят из районов около станций метро «Тульская» и «Нагатинская», «Университет», «Кунцевская», из Измайлово, а затем – из районов Арбата и Таганки. «В Москве открылся портал в ад или только меня преследует запах серы?» спрашивают люди. И тогда в бой идет Кульбачевский. «У нас много версий. Сейчас мы работаем во всех районах, выясняем причины аварий», говорит он. Какие районы? Останкино с Водным стадионом, что ли? Или Крылатское? Район может быть только один – Капотня. Но чиновник юлит: «В Москве много предприятий, которые могут выделить сероводород, не только московский НПЗ». Однако в итоге выясняется, что виновата-таки «Газпромнефть».
И тут начинается самое интересное. По факту выброса Прокуратура возбуждает уголовное дело по ч.1 ст.251 УК РФ. Но Кульбачевский друзей из «Газпромнефти» не сдает. «Под подозрением около десятка столичных предприятий, - заявляет он. - Для определения виновника выброса проводится анализ по 50 веществам, его результаты будут готовы в четверг. Анализ примесей позволит определить, какое предприятие могло сделать выброс - автомобили, очистные сооружения, ТЭЦ, мусоросжигающий завод». Заметьте, МНПЗ тут не присутствует. И. финал-апофеоз – завод сейчас может работать без разрешения на выбросы в атмосферу, добавляет он. Потому что так разрешил….суд. Вот она, индульгенция. Хотя конечно, спохватывается через несколько дней он, если суд(!) докажет вину МНПЗ, то виновных обязательно надо будет привлечь…
Январь 2015 года. Воздух вокруг МНПЗ стал чище, констатирует г-н Кульбачевский в эфире телеканала «Москва24». «С 2013 года там проводится серьезная реконструкция. Все экологически значимые мероприятия завершат к концу 2015 года. Данные нашего экомониторинга подтверждают, что ситуация с МНПЗ стала намного лучше», с чувством глубокого удовлетворения говорил он. И правда – ведь гендиректор завода Аркадий Егизарьян обещал снизить выброс сероводорода на 98%!
Апрель 2015 года. Кульбачевский презентует систему автоматизированного контроля воздуха (проще говоря – газоанализаторы) за 60 млн рублей, смонтированную на МНПЗ. На каком основании чиновник мэрии продвигает экомероприятия частной компании – непонятно. Примечательно, что и после презентации газоанализаторов осталось неясным, сколько же МНПЗ выбрасывает в атмосферу сероводорода. Буквально через несколько дней после презентации на сайте Мосэкомониторинга висело объявление, что на автоматической станции «МНПЗ-Капотня» «оборудование для измерения концентраций сероводорода снято для проведения ремонтных работ».
***
Трудно поверить в том, что 1,4 миллиарда рублей вернулись «Газпромнефти» просто так. Тем более что, как сообщается, юридическое оформление сделки происходило спешно и в обход Сергея Собянина. Пока прокуратура и СК разбираются с тонкостями дела, г-н Кульбачевский делает вид, что ничего не произошло. Он говорит о необходимости заменить половину зеленых насаждений в городе, предлагает не разрешать одной семье владеть несколькими автомобилями – только одним, и обещает за пять лет вырубить в столице все тополя. А тем временем, сборы города от НВОС по непонятным причинам стали в 10 раз меньше, чем год назад, когда за них отвечал Росприроднадзор. Возможно, потому, что сегодня за эти деньги отвечает Кульбачевский…