«Мы хотим, чтобы нас уважали»
В «Трансаэро» появился независимый профсоюз. Однако пока руководство компании вести диалог по вопросам соблюдения ТК РФ не намерено, а для дискредитации активистов прилагаются серьезные усилия
«Трансаэро» стала второй российской авиакомпанией, работники которой создают профсоюз для защиты интересов трудового коллектива. Не карманно-прикормленный топ-менеджментом или владельцами, а реально работающий. Ранее особую известность получил Шереметьевский профсоюз летного состава, защищающий интересы сотрудников «Аэрофлота». К сожалению, ШПЛС был нанесен сильный удар руководством авиаперевозчика – в результате спланированной провокации активисты профсоюза получили тюремные сроки.
На прошлой неделе председатель созданного в начале мая профсоюза работников «Трансаэро» (Новопроф) Дмитрий Савишин заявил, что компания неоднократно задерживала денежные выплаты. В ответ пресс-служба перевозчика выступила с опровержением, сообщив, помимо прочего, что «в авиакомпании «Трансаэро» нет задержки выплат заработной платы бортпроводникам. Также нет и снижения уровня заработной платы, а естественное уменьшение сумм выплат связано с уменьшением налета бортпроводников и пилотов».
Эти слова не соответствуют действительности, сообщил нашему изданию г-н Савишин. «Нарушения Трудового кодекса и Федеральных авиационных правил имеют место со стороны работодателя в отношении всех сотрудников, - отмечает он. - В частности, на протяжении полугода имели место быть регулярные задержки с выплатой заработной платы, имеется значительная задержка с выплатой разъездных расходов, отпускных».
По словам профсоюзного лидера, организация возникла, «когда работники «Трансаэро» решили, что регулярное нарушение работодателем норм Трудового права пора прекратить». Мы полностью лояльны по отношению к нашему работодатели, но хотим, чтобы работодатель соблюдал нормы Трудового Кодекса и с уважением относился ко всем сотрудникам, говорит он.
К сожалению, руководство «Трансаэро» пока не видит в своих сотрудниках равноправных партнеров и людей, с мнением которых нужно считаться. Так, комплексы антикризисных и оптимизационных мер, которые, по сообщениям СМИ, якобы еще зимой готовились в недрах компании, ее коллективу так и не известны. На деле «оптимизация» выражается в жесткой экономии за счет работников. «Руководство обратилось ко всем нам и буквально в принудительном порядке рекомендовало брать отпуска за свой счет без сохранения заработной платы, - говорит Савишин. - Многие не выдержали такого прессинга и ушли сами». При этом штаты подразделений, обеспечивающих компании имидж вовне и осуществляющих информационную политику, непомерно раздут. По словам профсоюзного лидера, например, в департаменте корпоративных коммуникаций трудится около 35-40 человек.
Что касается экономии, то, согласно данным профсоюза, она выглядит так: сэкономлено 5,3 млрд. руб. за счет сокращения мотивационной надбавки на 50% у бортпроводников (приказ №6648/1 от 01.12.2014), сокращения оплаты на 50% разъездных расходов для пилотов и бортпроводников (приказ №6830/1 от 10.12.2014), понижение класса вредности у пилотов и бортпроводников как результат снижение дополнительных выплат в пенсионный фонд (пилоты 4%, бортпроводники 2% ФОТ). Кроме того, отдельным приказом по Летному департаменту была отменена мотивационная надбавка у пилотов.
В профсоюзе уверены, что перспективы у них «очень серьезные». В настоящее время ведется разъяснительная работа с трудовым коллективом. «Некоторые категории работников просто не понимают, что работодатель нарушает их права, не соблюдает норм ТК», - говорит Савишин. - На данный момент численность профсоюза достаточна для выявления потребностей и интересующих работников проблем».
Говоря о перспективах, глава профсоюза выразил надежду на то, что руководство компании все-таки пойдет на диалог. «Мы всегда открыты для диалога с руководством и рассчитываем на конструктивную совместную работу по разрешению существующих вопросов», - отмечает он.
Напомним, что весной этого года инициативная группа, именующая себя «Неравнодушные члены кабинных экипажей», провела акцию по сбору подписей под открытым обращением к генеральному директору авиакомпании «Трансаэро» Ольге Плешаковой с требованием отменить «результаты сфальсифицированной специальной оценки условий труда». Тогда документ подписали 1355 человек.