14 исков к правительству Москвы
«Рольф» и «Автомир» с 2014 года борются в судах Москвы за снижение кадастровой стоимости земли под своими дилерскими центрами. Их опыт показал, что в границах одного города арбитраж может выносить противоположные решения
На основе кадастровой стоимости определяется размер арендной платы за земельный участок (1,5%) или налога на землю, если участок в собственности (также 1,5%). 1 января 2014 года вступило в силу постановление правительства Москвы об изменение кадастровой стоимости земельных участков: их оценка возросла, выросли и платежи дилеров по налогам или аренде. С прошлого года ГК «Автомир» и «Рольф» начали 14 судебных процессов по корректировке оценки земельных участков.
Все судебные споры идут по одному сценарию. Дилер нанимает независимого оценщика, тот определяет рыночную стоимость земли, и с ней продавцы машин отправляются в суд. Ответчиками по их искам выступают городская комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, правительство Москвы, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Национальный совет по оценочной деятельности.
Интересно, что даже в Москве судебная практика по схожим делам складывается абсолютно разная. Часть заявлений дилеров удовлетворены во всех инстанциях. По некоторым делам положительные решения были вынесены только на этапе повторного рассмотрения. Такие примеры есть в картотеке дел «Автомира» (последнее положительное решение по его искам вынесено в конце мая). «Рольф» часть исков полностью проиграл, в том числе и в кассации (последний раз суд не поддержал его требования в начале июня).
Логика в принятых решениях «не прослеживается», отмечает финансовый директор «Рольфа» Шушан Степанян. По ее словам, суды выносят разные решения по разным участкам одной организации. При этом оценка рыночной стоимости по всем участкам проведена одним оценщиком и защита строится по одному алгоритму, отметила она. По ее словам, по всем искам «Рольф» будет отстаивать свою правоту «вплоть до Верховного суда».
«В начале процесса суды вообще не хотели слушать арендаторов, — говорит руководитель правового управления «Автомира» Михаил Дубровин. – Мол, кадастровую стоимость земли может оспорить только собственник. И только в кассационной инстанции нам удалось убедить суд, что такое право есть и у арендатора». «С этой оговоркой мы сразу стали выигрывать», — заявил юрист.
Экономический эффект от участка, по которому удалось добиться снижения кадастровой стоимости, составляет 3–4 млн руб. в год, заявил Дубровин. Только по трем выигранным делам «Рольф» экономит более 7,5 млн руб. в год, сообщили в компании.
В департаменте по экономической политике Москвы на запрос издания не ответили.
По словам президента Ассоциации российских автодилеров (РОАД) Владимира Моженкова, в настоящее время за снижение кадастровой стоимости борются около десяти дилеров, в основном в регионах, но названия компаний он не раскрыл. Недавно снижения кадастровой стоимости в суде добилась компания «Авилон-Плаза» и туристическо-гостиничный комплекс «Измайлово».
Независимая оценка делается на основе стоимости аналогичных земельных участков, выставленных на публичные торги в то же время, поясняет генеральный директор «Гео Девелопмент» Максим Лещев. Впрочем, если оценщик «бессовестно» занижает рыночную стоимость участка в 5–10 раз, выиграть суд с такой оценкой будет сложно. Бороться за снижение кадастровой стоимости земли экономически целесообразно, если в собственности заявителя находятся несколько участков большой площади, говорит адвокат из фирмы «Юков и партнеры» Марина Краснобаева. Или если кадастровая стоимость небольшого участка явно не соответствует рыночной стоимости, добавила она.
Топ-менеджеры двух дилерских холдингов Москвы из первой десятки рассказали, что отказались от идеи судиться за снижение кадастровой стоимости земельных участков, так как гипотетическая «выгода не стоит испорченных отношений» с городскими властями.