Душераздирающий полет
Прокурор рассматривает версию о самоубийстве (а значит, и о намеренном массовом убийстве), которое совершил второй пилот
Самолет Airbus A320 авиакомпании Germanwings, в котором находились 150 человек (из них — два пилота, и четыре стюарда) 24 марта в 10.01 вылетел из Барселоны, чтобы в 11.55 приземлиться в Дюссельдорфе. В 10:31, пролетая над французскими Альпами, самолет начал снижение с высоты 12000 метров и в 10:39 разбился на высоте 2000 метров о горный массив Три епископства в 12-ти километрах от городка Барселоннет.
Восемь минут продолжалось внеплановое снижение, но пилоты не подали сигнала бедствия.
Кто управлял самолетом
Погода была отличная, самолет, согласно всем заявлениям, чрезвычайно надежный, командир корабля, по словам босса Germanwings Томаса Винкельманна имел налет больше 6 тысяч часов и работал в авиакомпании больше 10 лет. В среду глава Lufthansa, чьей дочкой является лоукостер Germanwings, Карстен Спор заявил, что самолет был «технически безупречен» и назвал трагедию «необъяснимым инцидентом». Второго пилота звали Андреас Любиц (Andreas Lubitz), ему было 28 лет, он родился в Монтабаур на западе Германии, где у него остались родители (в эти минуты полиция на всякий случай держит перед домом охрану).В последние годы жил в Дюссельдорфе. С 2006 года учился в школе Lufthansa в Бремене. На несколько месяцев прервал обучение и работал стюардом. С сентября 2013 года сделался пилотом и налетал 630 часов.
Как изменялись версии: от официальных до параноидальных
Несколько версий, которые выдвигали специалисты, упирались в эти проклятые 8 минут. А так как полная техническая потеря связи с бортом почти исключена (на А320 есть несколько дублирующих систем связи, а электричество не отключалось), оставалось думать о «человеческом факторе».
Либо пилот(ы) физически не мог(ли) выйти на связь, либо не хотел(и) этого делать.
В среду газета New York Times рассказала, со ссылкой на свой источник, о том, что один из пилотов покинул кабину вскоре после взлета и не вернулся туда до самого конца. Причем, он якобы пытался это сделать, но другой пилот почему-то не открыл дверь.
В среду Реми Жути, глава Бюро расследований и анализа безопасности гражданской авиации (BEA) дал пресс-конференцию в офисе конторы в Бурже и заявил о том, что даже для предварительной расшифровки первого ящика понадобится как минимум несколько дней. На сегодняшний день, сказал Жути, «мы не можем дать ни малейшего объяснения», «что могло заставить этот самолет садиться, по каким причинам он продолжал это делать, невзирая на рельеф» и почему он «так и не ответил на попытки контакта со стороны авиационного контроля».
Впрочем, Мишель Полакко (бывший пилот, а теперь журналист Radio France) заявил в четверг в эфире телеканала I-Tele, что следствие намеренно скрывает информацию от народа. Эта информация, по его версии, может содержать в себе подтверждение версии, выдвинутой источником New York Times.
«Нет никаких технических причин для такого долгого и молчаливого снижения самолета», — сказал Полакко и добавил: «Сценарий с самоубийством пилота абсолютно представимый. Хоть и ужасающий». Второй пилот, по его версии, не имел никакой возможности попасть внутрь — он мог только «кричать и просить», чтобы ему открыли. «Есть еще одна вещь, которая меня шокировала, — сказал Полакко в заключение: специалисты BEA, которые сразу все поняли, ничего нам не сказали. И я думаю, что политика в очередной раз взяла верх над техникой». «Это был фарс», — добавил Полакко, вспоминая пресс-конференцию BEA.
Такую же версию чуть раньше выдвинул еще один научный журналист и эксперт I-Tele Мишель Шевале.
К параноидальной версии о намеренном сокрытии фактов можно добавить еще один: президент Олланд, который в среду приехал на место трагедии вместе Ангелой Меркель и испанским премьером Рахоем, заявил, что найден не только один черный ящик, но и «корпус второго». Чуть позже глава BEA опроверг данные о найденном корпусе.
Главная версия
И вот в четверг Брюс Робен, прокурор Марселя, подтвердил версию New York Times и заявил о том, что «действия второго пилота напоминают намеренное желание разрушить самолет». По данным прокурора, в первые двадцать минут оба пилота вели «веселую оживленную беседу», потом, незадолго до того, как второй пилот закрылся в кабине, его ответы стали односложными. В 10.31 командир корабля, вероятно, решил выйти в туалет и попросил помощника взять на себя управление. После этого Любиц заблокировал дверь и нажал кнопку снижения. Командир вернулся и сделал несколько попыток открыть дверь, набирая секретный код, а затем обращаясь к Любицу по видеофону. Затем стал стучать в дверь. Безответно. Не отреагировал Любиц и на многочисленные запросы диспетчеров. При этом, рассказал прокурор, второй пилот «дышал нормально» (что опровергает версию о разгерметизации — см. другие версии). За несколько секунд до краха, когда включился тревожный сигнал о сближении с землей, пассажиры стали кричать. Командир до последнего старался не провоцировать панику.
В 10 часов 40 минут и 47 секунд самолет пропал с экранов.
Он разбился о гору на скорости 700 километров в час.
Чуть позже во время совместной пресс-конференции, руководители Lufthansa и Germanwings де-факто подтвердили версию о намеренных действиях второго пилота. Они напомнили о том, что дверь изнутри можно заблокировать только намеренно. Иначе командир корабля мог бы открыть ее снаружи.
Андреас Любиц «прошел все психологические тесты» перед приемом на работу, сказал глава Lufthansa господин Спор и добавил, что пилот был «готов на 100 процентов и обладал прекрасными летными навыками». «Кажется невероятным, что подобное могло случиться в нашей компании… Произошедшее — исключительный случай», — заявил господин Спор. С этим трудно поспорить.
И все-таки, если на борту будет хотя бы три пилота, совершить подобное станет гораздо труднее. Об этом господин Спор не говорил, но такой вывод напрашивается.
В истории было несколько случаев, когда пилот намеренно разбивал самолет — последний раз это сделал летчик авиакомпании Linhas Aereas de Mocambique 29.11.2013; погибло 34 человека. Но никогда еще это не происходило на борту европейской компании.
Глава Lufthansa пообещал выплатить компенсации родственникам жертв катастрофы.
Кто погиб
Среди погибших — граждане как минимум 15 стран, большинство — немцы и испанцы. Немецкий городок Хальтерн-ам-Зе потерял сразу 16 лицеистов и 2 преподавателей, которые летали в Испанию на языковую стажировку. Погибла немецкая оперная певица Мария Раднер. Погиб ее муж. Погиб ее маленький ребенок. Погиб казахский оперный певец Олег Брияк. С 11 по 23 марта Раднер и Брияк вместе пели вагнеровского «Зигфрида» на сцене барселонской оперы.
О других людях пока ничего не известно.
Опознание будет тяжелым и долгим, и продлится не меньше месяца.
Об этом сказал Мишель Сапанет, директор Института судебной медицины.
Сотни родных и близких находятся рядом с местом трагедии. С ними работает большая команда психологов.
Другие версии, возникавшие до заявления прокурора
Медленная разгерметизация. В этом случае в течение нескольких секунд пилоты теряют сознание. Но, во-первых, у них есть время, чтобы успеть воспользоваться кислородными масками. Если они воспользовались масками, и намеренно пошли на снижение самолета, непонятно, почему они не вышли на связь с землей. «Ни один пилот сам не примет решения о внеплановом снижении, так как риск столкновения с другим самолетом очень велик», — объяснял специалист по авиационной безопасности Ронан Юбер в интервью «Юманите».
Если пилоты не успели воспользоваться масками (и тогда можно объяснить отсутствие сигналов бедствия), непонятно, как самолет мог идти на снижение в течение 8 минут.
Другие технические проблемы (с мотором, с обледенением датчиков…). «Этот самолет управляем даже без мотора», — сказал бывший пилот Air France Ксавье Барраль в интервью радиостанции Europe 1. Опять же, непонятно, почему пилоты в течение 8 минут ничего не сообщили на землю — несмотря на внеплановое снижение.
Теракт. Бернар Казнев, министр внутренних дел Франции, почти сразу назвал версию о теракте маловероятной. Взрыва в воздухе не было, и трудно объяснить, почему пытка длилась 8 минут. К тому же, пилоты могли незаметно послать сигнал бедствия. Фантастическое стечение обстоятельств. Полный отказ всех систем связи плюс еще какой-либо технический фактор.