И заплачет Родина-Мать…
В год 70-летия Победы волгоградские чиновники не торопятся чинить лифты в домах, где живут ветераны Великой Отечественной. Те умирают в подъезде, не успев дойти до поликлиники. Оставшимся в живых мэр города-героя Андрей Косолапов предлагает самим «скинуться» на ремонт.
Всегда казалось, что в городах, ставших символами Великой Отечественной, живут особые люди. Конечно, не все, но – большинство. С особо прочной солидарностью по отношению к прошлому и с обостренной исторической памятью. И если даже не они сами или их предки жили и сражались тут, то сама атмосфера места воспитывала. Не давала зачерстветь, обездушиться, превратиться в циника. Питер, Орел, Смоленск, Ржев…их десятки. И, конечно, Волгоград-Сталинград.
Увы, за 70 лет в душе волгоградских чиновников произошли необратимые изменения. Своим равнодушием и цинизмом они, не стесняясь, убивают ветеранов той Войны. И это не громкая фраза.
В доме №6 по улице Невской проживал полковник в отставке Иван Иванович Обихвост. Для своих 90 лет он выглядел молодцом, но с 9 этажа спускаться по лестнице было трудновато. И ветеран, как и все жители подъезда, пользовался лифтом. Но лифт был старенький, установленный еще в 1973 году при постройке дома. В декабре прошлого года специальная комиссия сочла его непригодным для эксплуатации. И в январе его отключили – вплоть до устранения замеченных недостатков.
Казалось бы, нужно максимум несколько дней, чтобы сделать ремонт, тем более что речь не шла о замене всего подъемника. Но управляющая компания ООО «УК Центрального района» не торопилась. В итоге, когда Иван Иванович заболел, он просто не успел спуститься по лестнице, чтобы добраться до больницы. И умер.
О случившемся написали местные СМИ. И, представьте себе, городские власти обиделись, когда их обвинили в бездушии! «Обсуждение вопроса в некоторых публикациях приняло спекулятивный характер», гласило официальное сообщение Департамента ЖКХ и ТЭК мэрии. Прикрываясь Жилищным кодексом, чиновники «перевели стрелки» на управляющую компанию. Мол, она должна была провести собрание жильцов и собрать деньги на ремонт или новый лифт. А мэр города, единорос Андрей Косолапов просто убил оставшихся ветеранов своим комментарием по ситуации: «Имущество подъезда является собственностью дома. И что, они не могли договориться и каждый скинуться по 2−3 тысячи рублей, чтобы отремонтировать? Я имею в виду, если мы сложим все квартиры, получается два миллиона». Короче, сами вы, ветеран и прочие, виноваты… Ну и УК, которая чего-то там замешкалась…
Чиновнику странно представить, что у людей нет лишних 3 тысяч. А их и правда нет! «У нас на девятом этаже пенсионерка живет, говорит, что будет ползать, так как у нее таких денег нет», - говорит соседка Обихвоста Элеонора Эгоян. У Косолапова, владеющего с 1998 года фирмой «Теплоимпорт-ЮГ», поставляющей сантехнику и канализационное оборудование, они есть. И он ветеранов и пенсионеров не поймет никогда.
Формально чиновники правы – и Жилищный Кодекс их прикрывает. Но есть и другие вопросы, которые местные власти предпочитают не поднимать, а ветераны не задают, потому что просто не знают. А мы зададим.
Еще в 2012 году мэрией было принято решение об усилении контроля над деятельностью УК города. Их обязали ежеквартально предоставлять отчеты о работе и состоянии дел. В том числе и по лифтовому хозяйству. Правда, уже тогда многие сомневались в эффективности меры и способности городских властей нормально работать в сфере ЖКХ. «Говорится о том, что мэрия сможет инициировать смену управляющей компании, но, по сути, волгоградцы и раньше могли сменить организацию, проведя общее собрание жильцов. Скорее, увеличение количества контролирующих органов будет неким психологическим воздействием на руководителей компаний», считал руководитель одной из местных юридических фирм. Значит, это чиновники просто не могли или не хотели выполнять свои прямые обязанности?
Уж кому как не Косолапову, бывшему члену комитета гордумы по ЖКХ, знать ситуацию с лифтовым хозяйством города. В Волгограде 3,5 тысячи лифтов, степень износа 60%. Лифт в доме на Невской проработал 41 год… Разве не могла администрация поставить его в план замены еще 3-5 лет назад? Могла. Не поставила. Почему? Ждала трагедии?
Идем дальше. Иван Иванович Обихвост не знал, что есть такой Федеральный закон 185 о капитальном ремонте. Но о нем хорошо знают чиновники. Почему не проследили и не подсказали жильцам дома или руководству УК о существовании такой возможности? Не внесли его в соответствующую программу? Ведь, согласно этому закону, лифт в доме заменили бы за счет бюджета. Жильцам оставалось бы выплатить только 5% стоимости ремонта, а не 2 миллиона.
Не знал Иван Иванович и оставшиеся в этом доме 13 ветеранов Великой Отечественной, что есть еще один способ: подать в суд на администрацию города как на бывшего собственника с требованием произвести капремонт лифта (замену). Им бы это не стоило ничего. Правда, ждать пришлось бы долго…
***
И последнее. Вчера в узбекском городе Наманган умер последний защитник сталинградского Дома Павлова. Буквально несколько дней назад Камолжону Тургунову исполнилось 93 года. Президент России лично приглашал его на юбилейный парад Победы 9 мая в Москву. Получается, что ни Тургунов, ни Обихвост не увидят нынешнего парада Победы. Но один умер дома, в кругу семьи. А второго не стало на лестнице, по которой его вынудили отправиться в последний путь чиновники Волгоградской мэрии. Глядя на которых, заплачет даже статуя Вучетича на Мамаевом кургане.