Шапка есть, а круга нету
Долг Российского футбольного союза растет по несколько миллионов в день, и не только перед Фабио Капелло.
Итоги заседания очередного «судьбоносного» исполкома РФС: крымские клубы исключены из чемпионата России, источники финансирования торжественно молчат, а платить главному тренеру сборной все равно придется.
Неделя начиналась с неожиданного визита президента УЕФА Мишеля Платини в Москву, завершалась плановым заседанием исполкома Российского футбольного союза. Откровений не дождались ни от первого, ни от второго события, хотя было понятно, что Платини прилетел не для того, чтобы прогуляться по Красной площади, а исполком собирался не только ради заявленных в программе отчетов и обсуждения текущих вопросов.
Про самые насущные программа заседания умалчивала — и, очевидно, не случайно. Тяжеловесы вроде Сергея Степашина, Владимира Якунина и Сергея Галицкого отсутствовали, но и без них хватает серьезных людей, которым некогда переливать из пустого в порожнее: решают только то, что могут решить. Утвердили налог на легионеров, а также постановили, что крымские клубы во исполнение вердикта УЕФА исключаются из чемпионата России. В августе, после памятного заседания исполкома команды Севастополя, Симферополя и Ялты приняли в РФС, в январе развели руками — не положено (очевидно, Платини при встрече напомнил, к чему может привести спешка). Другого и не ожидалось, утешить крымчан нечем, планы спасения футбола на полуострове, связанные с образованием самостоятельных федерации и лиги под эгидой УЕФА, — пока только слова. Футбольных санкций за Крым РФС избежал — и то радость.
Про выдвижение кандидата в члены исполкома УЕФА от России в связи с тем, что срок подачи заявки истекал через день, должны были вспомнить обязательно. Но отчего-то не сложилось: возможно, тот же Платини доходчиво объяснил, что в марте, когда истекут исполкомовские полномочия бывшего президента РФС Сергея Фурсенко, нынешнего футбольного начальника Николая Толстых на освободившееся место, исходя из внешней и внутренней ситуации, могут и не выбрать. Конечно, журналистам Платини сообщил о поддержке Толстых и сказал о нем немало хорошего. А то, о чем не сказал, и так всем известно. К чему делать ставку на человека, который стремительно теряет остатки влияния и вот-вот останется в полном одиночестве, да и вообще — сохранит ли Толстых свой пост к весне? А два подряд срока с отставленными, а значит, формальными членами исполкома УЕФА — это, пожалуй, слишком большая роскошь для серьезной организации. Возможно, РФС молчаливо согласился с тем, что достаточно Виталия Мутко, который занимает соответствующий пост в высшей инстанции — международной и как член исполкома ФИФА от Европы представительствует и в УЕФА.
Про долги РФС, и не только перед главным тренером сборной России, не вспомнил даже так называемый антикризисный орган, спешно образованный на прошлом заседании исполкома. Дойдет ли дело до того, что Николай Толстых пойдет с шапкой по кругу (а что — люди в исполкоме не бедные, иные и по три-четыре миллиона рублей в день получают), неизвестно. Николай Александрович — человек гордый, у него в последнее время одна песня: «Прилагаем все усилия, чтобы погасить задолженность перед Фабио Капелло и генеральным менеджером Оресте Чинквини». Из нового — «источник погашения долга должен быть целевым», 350 тысяч долларов, полученных от ФИФА в качестве дополнительного бонуса за участие сборной России в финальной части чемпионата мира, — «слишком незначительная сумма», «эти средства направлены на уставную деятельность РФС».
Про «незначительную сумму» в сравнении с долгом перед Капелло — сущая правда. Тут цифры другие: в диапазоне от 350 до 600 миллионов рублей, к тому же почти 300 миллионов затребовал еще один кредитор — владелец «Спартака» Леонид Федун, под проценты оказавший РФС существенную финансовую помощь для подготовки национальной сборной к чемпионату мира. А общий долг организации, по некоторым оценкам, вовсе достигает полутора миллиардов. «Целевые источники» блистательно отсутствуют, их хозяева не то что не спешат на помощь — они, очевидно, и фамилию «Капелло», равно как и «Толстых», слышать не хотят.
На то, что источники были, уже не раз намекал вдохновитель и гарант размашистого и неподъемного контракта с Капелло, продленного аж до 2018 года. Ну, конечно, не Виталий Мутко виноват, что устные (если бы письменные, то был бы другой разговор, а нет расписки — и денег нет) договоренности «по понятиям» приказали долго жить. Чемпионат мира провалили, Толстых вовремя не сориентировался и не подсуетился, рубль спикировал — этих трех факторов за глаза хватило, чтобы таинственные доброжелатели забыли про обещания и обязательства.
РФС фактически расписался в банкротстве, Николай Александрович намекнул, что знает тех, кто раздувает пожар (фамилий при этом, как обычно, не назвал), под закадровый смех пообещав найти деньги, Платини вежливо напомнил, что неисполнение своих обязанностей работодателем вредит имиджу России, Роструд после неисполнения своего «грозного» решения и отсрочки, закончившейся 19 января, известил об очередной проверке, влиятельные люди отмалчиваются, Виталию Леонтьевичу «стыдно за ситуацию», и не происходит ровным счетом ни-че-го. Каждый день добавляет к долгу по два миллиона рублей, и то, что для Капелло нынче это только виртуальные деньги, утешает слабо.
Сам собой морок, в который себя загнали большие футбольные умы, не рассосется. Но такое ощущение, что все ждут, когда кончится терпение у главного тренера и авторитетный дон Фабио обратится в ФИФА, после чего могущественная организация потребует полного и незамедлительного погашения задолженности, нимало не заботясь о способах ликвидации долга. Если дело дойдет до судебного разбирательства, шансов как-то договориться с чуждым сантиментов Капелло не останется. Но это только одна сторона дела.
А вот куда будут прятать глаза фигуранты, когда под большим вопросом окажется выход национальной сборной России в финальную часть Евро-2016 из самой слабой группы (все предпосылки к такому, для многих казавшемуся нереальным, фиаско уже имеются), не знаю. И за какие места хвататься ответственным лицам перед перспективой выплатить неустойку по поводу неизбежного расторжения контракта с главным тренером — а это порядка 30 миллионов евро (в рубли, кому это интересно, переводите сами), даже не представляю.
Сборная при невозмутимо работающем под обещания Капелло стартовала в отборочном турнире из рук вон плохо, и за полгода с небольшим Россия потеряла полтора десятка мест в рейтинге ФИФА. Кто поручится за то, что с усугублением ситуации вокруг тренерской зарплаты команда воспрянет и в конце марта камня на камне не оставит в гостях от Черногории, если и в лучшие времена по весне блицкрига у сборной не получалось? Голоса, что, когда припрет, дома удастся разобраться со сборными Швеции и Австрии, слышны все реже.
По большому счету, еще по осени помимо погашения долга следовало срочно признать ошибку и ставить вопрос о замене главного тренера. По весне будет поздно заниматься и тем, и другим. Как бы Николаю Толстых, держащемуся за место из последних сил, а также исполкому, члены которого, судя по их действиям, делают вид, что ничего особенного не происходит, не пришлось бы в срочном порядке самораспускаться.
А то ведь доведут наш многострадальный футбол до ручки. Если уже не довели.
Источник - "Новая Газета"