Противодействие экстремистской деятельности
Роскомнадзор попросил СМИ не публиковать карикатуры из Charlie Hebdo
Камчатское управление Роскомнадзора разослало в местную прессу письмо, в котором предупредило о недопустимости «размещения в СМИ любых карикатур на религиозных деятелей». Письмо следует считать позицией Роскомнадзора относительно теракта в Париже, а не предупреждением, пояснили в ведомстве. Ранее против воспроизведения карикатур на пророка Мухаммеда выступал Рамзан Кадыров.
Письмо Роскомнадзора опубликовал в своем фейсбуке камчатский журналист Владимир Ефимов, его автор, и.о. начальника отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий управления Роскомнадзора по Камчатскому краю Мария Сметанкина, подтвердила подлинность письма.
В письме ведомства в редакции камчатских СМИ указывается, что «размещение в СМИ любых карикатур на религиозных деятелей недопустимо». Кроме того, надзорное ведомство не рекомендует интернет-СМИ размещать гиперссылки «на материалы иных СМИ (в том числе иностранных), авторских материалов, оправдывающих данные события, карикатур религиозных деятелей». Невыполнение этой рекомендации будет рассматриваться ведомством как нарушение закона «О противодействии экстремистской деятельности». Письмо следует считать позицией Роскомнадзора относительно теракта в Париже, а не предупреждением, пояснила Сметанкина.
По ее словам, письмо было разослано в печатные и сетевые СМИ, на радио и телеканалы 12 января. Однако устно некоторым руководителям СМИ советовали не публиковать карикатуры или ссылки на них «еще на праздниках». «Лучше предупредить о нашей позиции, чем потом выносить предупреждения. В спорных ситуациях мы будем ориентироваться на мнение Москвы», – сказала Сметанкина. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский отказался комментировать ситуацию, сказав, что пока не владеет всей информацией.
Утром 7 января в редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo в Париже ворвались двое вооруженных людей в масках, братья Шериф и Саид Куаши. Их жертвами стали, в том числе, главный редактор журнала и ведущие карикатуристы. Всего погибли 12 человек. На следующий день еще одним исламистом, Амеди Кулибали, была застрелена женщина-полицейский, а 9 января Кулибали захватил заложников в магазине кошерных продуктов в Париже. Тогда погибли четыре человека, был ликвидирован сам террорист. В ходе спецоперации были убиты и братья Куаши.
В воскресенье в Париже прошел «Республиканский марш» протеста против покушения на свободу слова, в котором приняли участие французский президент Франсуа Олланд, а также, среди прочих, лидеры Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Испании, Италии, Палестинской автономии, Украины и руководство Евросоюза. Многие западные издания опубликовали карикатуры Charlie Hebdo, в том числе религиозного содержания.
К тому же призвал проживающий в Швейцарии бывший олигарх Михаил Ходорковский, за что глава Чечни Рамзан Кадыров назвал его «врагом всех мусульман». «Никому не позволим оскорблять Пророка, если даже это нам будет стоить жизни. Мусульмане не пишут портреты Пророка, не показывают Его в фильмах. И еще, если мы до сих пор молчим, это не значит, что не сможем поднять во всем мире миллионы людей на марши протеста против тех, кто потворствует оскорблению религиозных чувств мусульман. Вы этого хотите?» – заявил он позднее в своем инстаграме (орфография автора сохранена). Также Кадыров обвинил главреда радиостанции «Эхо Москвы» Алексея Венедиктова в попытках оскорбить мусульман России и всего мира, вменив в вину организованный на сайте «Эха Москвы» опрос о допустимости появления в СМИ карикатур на пророка Мухаммеда. Против публикации карикатур выступили и другие представители российских властей. «Терроризм – это зло. Оправданий ему нет. Но и свободу слова нельзя подменять свободой оскорблять глубокие чувства людей», – заявил в своем твиттере вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Первый после нападения на редакцию номер Charlie Hebdo, чей тираж установлен в 3 млн экземпляров, также будет открываться карикатурой на пророка Мухаммеда – плачущий бородатый мужчина в белой одежде и чалме держит табличку Je suis Charlie («Я – Шарли»), а надпись над ним гласит «Все прощено»