Бывший гендиректор ГЭС просит судить промышленность
Всю вину за саяно-шушенскую катастрофу он возложил на производителей гидроагрегата
В Саяногорском горсуде в прениях по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС), приведшей к разрушению станции и гибели 75 человек, выступил бывший гендиректор электростанции Николай Неволько. Предъявленных ему обвинений он не признал и просить прощения у семей и родственников погибших не стал. Всю ответственность за катастрофу он возложил на производителей оборудования станции.
Николай Неволько выступил в Саяногорском городском суде с изложением своей позиции последним из подсудимых. Общаться с судом ему пришлось из-за решетки. В сентябре по требованию гособвинения Николай Неволько и еще один подсудимый, Евгений Шерварли, были арестованы за нарушение подписки о невыезде. Выяснилось, что они неоднократно без уведомления правоохранителей посещали Москву и Санкт-Петербург.
"Николай Неволько в ходе выступления своей вины в предъявленных обвинениях не признал. Ни извинений, ни соболезнований пострадавшим в результате аварии он выражать не стал",— рассказали в Саяногорском горсуде.
Процесс по делу об аварии на СШГЭС начался в октябре 2013 года. Обвинения предъявлены семи топ-менеджерам станции: гендиректору Николаю Неволько и его первому заместителю, главному инженеру Андрею Митрофанову, заместителю главного инженера по технической части Геннадию Никитенко и по эксплуатации Евгению Шерварли, начальнику службы мониторинга оборудования Александру Матвиенко, ведущему инженеру по наладке и испытаниям службы мониторинга Владимиру Белобородову и ведущему инженеру участка Александру Клюкачу. Им инкриминируется ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба). Она предусматривает наказание до семи лет лишения свободы. В ходе прений обвинение потребовало для подсудимых руководителей СШГЭС по шесть лет и десять месяцев колонии общего режима.
Согласно выводам следствия, авария стала результатом того, что обвиняемые "по небрежности в течение длительного времени допускали работу гидроагрегата N2 в неудовлетворительном вибрационном состоянии". В итоге 17 октября 2009 года произошло разрушение крепления крышки турбины, что привело к ее отрыву и разрушению станции.
Николай Неволько настаивает на том, что у руководства СШГЭС не было никаких сведений о грозящей катастрофе. Сделанные экспертами выводы о причинах аварии он считает ошибочными, поскольку вибрация на гидроагрегате не превышала допустимых показателей (об отсутствии вибрации говорили и другие подсудимые). "Реальной причиной произошедшего, по мнению Николая Неволько, стали скрытые производственные дефекты оборудования. Всю вину в связи с этим он возлагает на предприятие--производителя гидроагрегата",— рассказала представитель пострадавших в суде Галина Романовская (официальный сайт "РусГидро" сообщает, что агрегат N 2 в 1979 году был поставлен и смонтирован Ленинградским металлическим заводом). Защитник Николая Неволько Александр Кочубин от общения отказался.
Между тем в ходе процесса свидетели показали, что проверявшие работу оборудования станции комиссии неоднократно начиная с 1986 года рекомендовали произвести замену гидроагрегата N2 СШГЭС. В его работе было выявлено превышение вибрации по сравнению с аналогичными агрегатами, говорящие, по мнению экспертов, о возможном производственном браке. Но руководство станции не стало выводить гидроагрегат из эксплуатации вплоть до момента аварии.