Игра со спичами
«Зажигательное» выступление тренера ФК «Ростов» Игоря Гамулы признали расистским. Похоже, на этот раз хорошее дело довели до абсурда.
Если бы главный тренер футбольного клуба «Ростов» Игорь Гамула знал, к чему приведет короткая реплика, произнесенная им на рядовой послематчевой пресс-конференции, то он бы вообще на нее не пошел, пусть и ценой штрафа. И на другие подобные мероприятия ходить бы зарекся. Впрочем, и без того Игоря Васильевича от пресс-конференций, а заодно и от руководства командой во время матчей освободили на целых пять туров.
Клуб считает выписанное контрольно-дисциплинарным комитетом Российского футбольного союза наказание чрезмерным, многотысячная аудитория лишилась зрелища под названием «Шоу Игоря Гамулы», которое окрашивало серые будни премьер-лиги в непередаваемо яркие цвета — и боюсь, что надолго.
Наказали известного всей России и Украине тренера за высказывания по поводу расы и цвета кожи, носящие «пренебрежительный и дискриминационный характер по отношению к группе лиц», достоинству которых нанесен ущерб. Проще говоря, наказали за расизм.
«И в мыслях не было», — как сказал бы 54-летний Гамула, и наверняка не раз за две сумасшедших недели он нечто вроде этого и произносил. Но было поздно.
Строго говоря, реплик после домашнего матча с «Уралом» было две. На фоне нескольких десятков хитов от Гамулы они бы остались почти незамеченными, если бы не два слова, на которые мир сейчас реагирует особенно нервно. Если бы Игорь Васильевич придерживался обтекаемых формулировок, то, говоря о бедах «Ростова», он бы сказал, что целая группа его игроков подхватила какой-то вирус. А на вопрос, не пригодится ли команде сидевший на трибуне в качестве зрителя бывший игрок «Ростова» Бенуа Ангбва, он бы терпеливо разъяснил, что в команде и без того хватает легионеров, и еще один выходец из Африки был бы лишним. Но надо знать входящего в раж Гамулу. Рассказывая о некстати затемпературивших российских футболистах, он, страшно вращая глазами, добавил: «Мы уже боимся — может, Эбола? Друг с другом разговариваем, думаем — может, все, приехали?» И добавил, что, конечно, пошутил. Это было еще полбеды. Гамула уже поднимался с кресла, когда последовал тот злосчастный вопрос, и ответ звучал так: «Слушай, у нас и так их шесть, черных, — ты что, еще седьмого хочешь?! Я и так не знаю, куда от них деваться …!»
Занавес не закрылся, пресс-конференция продолжилась, пишущая братия передала слова Гамулы в слегка отредактированном виде, но очередной видеохит уже летел по интернету, и карающий меч правосудия замаячил над головой признанного остряка и балагура, перед которым меркнут российские звезды «Stand-up» и «Comedy». Гамула легко шутил про интерес к его персоне ведущих клубов Европы, но не мог и предполагать, что им действительно вот-вот заинтересуется весь футбольный мир. На местном ростовском уровне все разрешилось просто. Да, «группа лиц» вроде бы обиделась, а южноафриканец Сиянда Ксулу даже не хотел выходить на тренировку — но что они, своего нового коуча не успели за месяц узнать? Гамула извинился, они простили, после подтвердив письменно, что мистер не имел намерения каким-то образом оскорбить представителей африканского континента.
Но в штаб-квартире Международной федерации футбола уже лежало грозное письмо от министра спорта ЮАР Фикиле Мбалула и руководителя федерации футбола Дэнни Джордана с настоятельной просьбой строго наказать, вплоть до отлучения от футбола, «господина Гамулу» за расистские высказывания. А в Англии решили, что главный тренер российской команды опасается африканцев из-за Эболы, что также является дискриминацией по расовому признаку.
Гамула и без того, по его словам, две ночи не спал из-за переживаний, но если бы он знал, какие события из-за его персоны разворачиваются на самом высоком футбольном уровне, он бы вообще спать перестал. Тем временем письмо из ФИФА достигло Москвы и Дома футбола на Таганке. РФС после истории с неудавшимся отлучением «Ростова» от еврокубков и без того неровно дышит к клубу, но тут не до старых счетов — реагировать на пожелание вышестоящей инстанции разобраться с «очевидными дискриминационными высказываниями тренера «Ростова» требовалось незамедлительно.
Так прямолинейная западная политкорректность наехала на не знающую удержу российскую ментальность, и победитель был очевиден.
Гамула вообще-то луганский, он на рубеже 70—80-х годов прошлого века вместе с Александром Заваровым знатно зажигал в «Заре» и ростовском СКА — в основном на поле, конечно. Тренировать начал с начала 90-х, много чего прошел и чего повидал, тренируя российские, украинские и даже латвийские клубы. Особых успехов не добивался, но в силу особенностей натуры в центре внимания был всегда. В тень уходил ненадолго, а когда возвращался — футбольный народ, слушая его речи, искренне радовался в духе «во дает!». Потому что Игорь Васильевич Гамула на людях и под камеры говорил так же, или почти так же, как у себя в тренерской. Интернет его популярности поспособствовал сильно, что не всегда шло на пользу автору зажигательных спичей.
Если судить по известным видеоподборкам, речь Гамулы словарным богатством не отличается, зато образности и юмора в ней хоть отбавляй. Если бы его эскапады были предметом филологических исследований, то не одну диссертацию можно было бы написать. Что касается ненормативной лексики, то Гамула просто так разговаривает, что для представителей тренерского цеха старой формации неудивительно, а для народа криминалом вовсе не является.
По этой самой причине, а также из-за пулеметного юмора реплики Игоря Васильевича адекватному переводу на иностранные языки практически не поддаются и неизбежно искажаются (попробуйте это сделать — замучаетесь). Однако ссылки на юмор и национальное своеобразие во всем, что касается политкорректности и тем более официальной общемировой борьбы с разного рода ксенофобией, роли не играют и оправданием не являются. Особенно если рискованные, на грани или за гранью, да еще и вырванные из контекста реплики попадают в сферу внимания ревнителей толерантности. Из недавнего — когда такой умудренный опытом человек, как Шамиль Анвярович Тарпищев, лишь подхватил неудачную шутку ведущего развлекательной программы Ивана Урганта про «братьев Уильямс», то с подачи Женской теннисной ассоциации тут же получил год дисквалификации и 25 тысяч долларов штрафа.
А на Западе, случается, штрафом не отделываются и на ранг автора той или иной публичной (или даже приватной, но ставшей достоянием общественности) реплики не смотрят. Сказал что-нибудь не то, на что может обидеться та или иная группа, — пожалуйте на выход с клеймом расиста или ксенофоба. Что говорит еще и о том, что всякое здоровое в основе своей дело можно довести до абсурда, особенно когда оно носит черты кампании.
С расизмом и дискриминацией ФИФА борется давно, и особенно рьяно — с памятного конгресса-2013, под исключительно жесткую резолюцию которого попадают и сполна заслужившие наказание лица, клубы и фанаты, и любители пошутить, и просто попавшиеся по глупости (кстати, «неосторожность», согласно резолюции, оправданием тоже не является). При всей справедливости посыла показательные порки, которым подвергаются иные публичные «расисты» от спорта, порой отдают таким лицемерием, что праведная борьба превращается в формальность или даже оборачивается противоположностью. Существа сложнейшей общемировой проблемы она если и касается, то лишь поверхностно.
Бороться, конечно, надо — помня о том, что настоящие расисты на публику не работают. А вербально-бытовых «нарушителей» разных оттенков на планете — миллионы и миллионы. В нашей стране, которая с толерантностью не особенно дружит, естественно — тоже.
Никто же не объяснит тому же Фикиле Мбалуле, что Игорь Гамула, даже когда он материт своих футболистов (независимо от цвета кожи, возраста и прочих отличий), — он их любит. Не напоказ, не декларативно, а просто — любит, такой вот российский парадокс. И «черными» «группу лиц» назвал не со зла, а потому что не ведает грани между юмором и распущенностью, в терминологии не силен и более или менее нейтрального слова «темнокожие» в свой лексикон еще не ввел. Теперь, очевидно, придется.
Наказал его российский КДК по низшей планке и, если соответствовать рекомендациям, — совершенно правильно. Гамула после заседания вышел из Дома футбола через черный ход, так, очевидно, и не поняв, за что его «прибили».
Теперь он какое-то время будет молчать. Но когда Игорю Васильевичу придет пора уходить с публичной должности, то все скажет своими словами — и про ФИФА, и про РФС, и про политкорректность, и про расизм.
Легко представить, что это будет за речь.
Источник - "Новая газета"