Не для галочки
Почему в России трудно быть открытым и хозяйственным мэром
На фоне прощания славянки с французскими сырами и польскими яблоками почти не заметили новость о том, что против мэра Петрозаводска Галины Ширшиной едва не возбудили уголовное дело. Стало привычным, что черным пиаром можно выбить кресло из-под любого – от Лужкова до Иван Иваныча из Усть-Урюпинска. Это настолько нормально, что мало кто задумывается, как принимать и поддерживать российских мэров нового поколения.
Уголовное дело времени
Случай Галины Ширшиной показателен: она обошла на выборах единороса, приняла нестандартные решения, получила конфликт с администрацией Карелии, потоки грязи в СМИ и жиденькие аплодисменты. А что, если проблема Галины не в том, как именно она работает, и не в том, что ее на выборах поддержало «Яблоко»? Просто она, по меркам людей на госслужбе, «выскочка». С психологическим образованием, без опыта муниципальной службы, без нужных связей.
Однако приход в городские администрации таких молодых и деятельных людей, как Ширшина, неслучаен. Народ становится активнее и требует благоустройства, дорожной и пешеходной инфраструктуры, новых мест отдыха, хорошей экологии, доступного жилья и работы, и просто человеческого отношения и возможности быть услышанным. Обывателям малоинтересно, кто мэр – назначенный менеджер или избранный глава, единоросс или оппозиционер, слесарь или экономист – лишь бы был полезен своему городу. Рано или поздно спрос рождает предложение.
В 2012 году Галина Ширшина вошла в группу мэров от оппозиции. На сегодня Евгений Урлашов, отстраненный мэр Ярославля, находится под арестом, обвиненный в вымогательстве взятки. Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман осужден за клевету и, возможно, будет привлечен к расследованию убийства пенсионерки, в организации которого подозревают бывшего соратника мэра. Разве удивительно, что заместитель Ширшиной стала фигурантом уголовного дела, а весной главе Петрозаводска грозило дело за неисполнение предписаний ГИБДД?...
В этот раз следователи не нашли оснований возбуждать уголовное дело. Не обнаружили халатности в том, что мэр помогла погасить долги троллейбусного предприятия за электроэнергию, для чего пришлось перечислить 4 млн рублей из другой муниципальной конторы. Если бы не эта сделка, движение троллейбусов остановилось бы, а убытки составили бы более 300 тысяч рублей в день.
Успешный мэр под вопросом
Галина Ширшина, как мэр нового формата, балансирует на грани народной любви и недоверия. Если судить по комментариям и некоторым статьям, то она популярна, по-европейски продвинута, и ей как минимум сочувствуют. В июне Forbes включил Галину в десятку самых успешных женщин-мэров, где она соседствует с коллегами из Стокгольма, Парижа, Афин, Йокогамы и других городов мира.
С другой стороны, в некоторых карельских СМИ пишут, что Ширшина действует в интересах влиятельного бизнесмена и политика. Ее обвиняют и в том, что она не может справиться со своими задачами, странно себя ведет, тратит много и не туда. То же самое можно сказать о ком угодно. Более лояльные журналисты считают, что республиканская власть пытается слить неудобного человека – отсюда, якобы, волна заказного негатива и активность прокуратуры.
«Согласен полностью, идет давка Галины, за то, что она покусилась на маршрутки, ей это ещё аукнется не раз, ребята хваткие и деньги есть. Но мне хочется верить, что она справится. Галя, держись, тебе будет тяжело, но я верю в тебя», - один из ободряющих комментариев. Речь идет о том, что еще в начале работы Галина Ширшина снизила стоимость проезда в троллейбусе до 10 рублей, в автобусах – до 15.
Если абстрагироваться от оценок работы Галины – и положительных, и негативных, и кулуарной борьбы – в сухом остатке будет открытость и хозяйственность. Уже только это поднимает Галину Ширшину на уровень выше многих российских градоначальников. Она делает подробные видеоотчёты, как обещала на выборах. На сайте администрации более 30 роликов. Заседания транслируют в Интернете и учитывают результаты голосований в Сети.
Мэр из области фантастики
Это современный подход к работе, но его одного мало для поддержания шаткой репутации Галины Ширшиной. Открытость и хозяйственность есть и у некоторых других мэров, но их имена не всплывают в заголовках то из-за уголовных дел, то из-за конфликтов. Пример – Илья Давиденко, возглавляющий 14-тысячный Анадырь, центр Чукотского автономного округа.
«…Мэр Анадыря каждый день (!) заходит на городской форум и отвечает на вопросы жителей <…> Все ответы заканчиваются «С уважением, Илья Давиденко», иногда пишет: «Извините, сейчас ответить не могу, дела, напишу позже». И ведь отвечает позже. Периодически зовет к себе инициативных жителей что-то вместе делать. Это древнегреческий полис какой-то))», – отметила журналист Алёна Быкова в Фейсбуке. За несколько дней запись набрала 200 перепостов и более 350 лайков. В комментариях писали, что это «какая-то утопия и социальная фантастика».
Илья Давиденко – единорос, за 10 лет успел поработать на значимых должностях: заместитель главы администрации Анадыря, глава района и вице-губернатор Чукотки. Илья временно занял пост и.о. мэра Анадыря в апреле 2014 года после отставки предшественника. Давиденко будет участвовать в выборах главы города 14 сентября. Не исключено, что это одна из причин вести рубрику «Диалог с властью» на городском форуме.
Все же Давиденко при своей молодости и прогрессивности хорошо вписывается и в управленческий аппарат Чукотки, и в жизнь Анадыря. И такого мэра, как он, захотелось читателям Алёны Быковой. Он кругом свой. Может ли такое быть, чтобы после выборов Илья оказался в той же репутационной яме, что и его коллега Ширшина – тем более, Ройзман и Урлашов. Сомнительно. Все же партийная принадлежность и умение вписываться в систему не менее важны для устойчивого положения мэра, чем народная любовь.
Мэр продвинутый и продвигающий
В Сети претензий к главе Якутска Айсену Николаеву почти нет. Упоминается, что это самый высокооплачиваемый мэр Дальневосточного федерального округа. Согласно декларации, за 2013 год он получил 8,8 млн рублей, тогда как, например, мэр Москвы Сергей Собянин – около 6,3 млн. Айсен Николаев стал одним из 25 лучших мэров России по версии «Народного рейтинга» июня и июля.
Николаев – единорос, опытный финансист и управленец, экс-министр финансов Якутии. Занял свой текущий пост в марте 2012 года. В частности, мэр отличается рациональным отношением к Интернету и его возможностям. Айсен с 2007 года развивал электронное правительство в республике, в 2010 году завел аккаунт в Твиттере, с 2011 – в Фейсбуке, вел пару блогов. Открытость и хозяйственность можно найти и здесь.
По инициативе мэра в Якутске работает портал народных инициатив оneclickYakutsk, где горожане совместно с администрацией заявляют и решают проблемы, определяют рейтинг управляющих компаний, придумывают акции, участвуют в публичных слушаниях и т.д. В 2013 году, по словам мэра в одном из интервью, этот портал не имел аналогов в России. Да и сегодня такой опыт пригодился бы во многих городах.
«У Айсена Сергеевича <…> репутация очень современного, «продвинутого» мэра», – отмечал в yakutiamedia.ru Александр Шемелев, руководитель дальневосточного филиала Фонда развития гражданского общества. Глава Якутска не раз заявлял, что считает важным ротацию кадров, и «чтобы люди чувствовали себя сопричастными к решению городских проблем».
Кто останется на трубе
Ширшину можно было бы вместе с Николаевым и Давиденко записать в лигу современных мэров России, но у нее нет ни авторитета министра финансов, ни своего древнегреческого полиса. Проблема мэра Петрозаводска, на самом деле, - это проблема наступающего кризиса управленческой системы.
С одной стороны, уходит зашоренное поколение, начинавшее в КПСС, и появляются люди, которые не вписываются в систему, но способны тесно взаимодействовать с населением и принимать решения. С другой стороны, остается в силе политический, а не общественный статус, и если нестандартный управленец из оппозиции, то его некому поддержать на серьезном уровне.
Впрочем, и партийная принадлежность ничего не гарантирует. Мэр на месте, пока он удобен своим кругам – как понимают часть его функций. Осознания, почему и как нужно договариваться с белыми воронами, если они популярны в народе, пока нет. Но, по крайней мере, Галина Ширшина пока держится – и в этом, возможно, будет оригинальнее всех.
Источник - "Частный корреспондент"