В иностранные агенты – по приказу Минюста
«Голос» все-таки попал в первую пятерку списка НКО, финансируемых из-за рубежа
В понедельник Минюст принудительно включил пять некоммерческих организаций (НКО) в список иностранных агентов – в соответствии с подписанными на днях президентом Владимиром Путиным поправками к закону. В реестр, в частности, попала Ассоциация наблюдателей «Голос», ради которой, по слухам, история и затевалась. Помочь НКО разобраться с Минюстом пообещала уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова.
Помимо двух организаций «Голоса» – региональной и федеральной – в реестр иностранных агентов включены саратовский Центр социальной политики и гендерных исследований, Костромской центр поддержки общественных инициатив, союз «Женщины Дона». Это стало возможным после поправок в закон об НКО, которые 4 июня подписал Путин. Ранее организации были обязаны сами оповещать Минюст о том, что совмещают занятия политикой и иностранные гранты, и объявлять себя агентами – либо же платить штрафы. Теперь для включения в список достаточно собственной информации Минюста или данных проверок контрольных органов. Если НКО не согласны, им остается только судиться с Минюстом.
Напомним, что история с иностранными агентами стала ответом на рост протестных настроений конца 2011-го – начала 2012 годов, вызванных сомнениями общества в корректности результатов голосования в Госдуму. Власти объявили наблюдавших за выборами организаций агентами влияния. Однако НКО, даже получавшие гранты из-за границы, просто зарегистрировались как новые юрлица, одновременно прекратив принимать помощь из-за рубежа. К примеру, сейчас в реестре Минюста указаны данные ликвидировавшегося «Голоса». Так что фигурирование новой ассоциации в соответствующем разделе сайта ведомства, конечно, приносит ей репутационные издержки, но на ее работе не сказывается.
Любопытно, что «Голос» отказался от иностранных средств еще до вступления в силу первой редакции закона об НКО, но был записан в агенты из-за перечисления на его счет премии имени академика Сахарова, выданной в Норвегии. Кстати, поскольку Ассоциация от нее отказалась, на сторону «Голоса» позже встал Конституционный суд, посчитав, что раз деньги приняты не были, то и агентом НКО считать нельзя. Этот факт не смутил Минюст, на что, кстати, обратила внимание уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, пообещав НКО-агентам помощь в защите их интересов в суде. Засудить Минюст пообещали и в самом «Голосе».
«Конституционный суд реабилитировал нас, – отметил замдиректора «Голоса» Григорий Мелконьянц. – Несмотря на то, что решение Минюста касается старой ассоциации, мы намерены его обжаловать – поскольку действия ведомства неправомерны». Член президентского Совета по правам человека Илья Шаблинский в беседе с «НГ» заявил, что перспективы у таких судебных исков есть: «Решение КС на стороне «Голоса», да и сам закон об НКО, по моему мнению, несправедливый и нелепый». К примеру, Костромской центр поддержки общественых инициатив записали в агенты из-за того, что он организовывал круглые столы, посвященные обсуждению внешней политики России и США, напомнил эксперт. Шаблинский подчеркнул, что при этом на глобальный вопрос – что же считать политической деятельностью – конституционная инстанция так и не ответила. Член научного совета Московского центра Карнеги Мария Липман в беседе с «НГ» предположила, что изначально власти не ожидали от НКО «акций гражданского неповиновения» – отказа от навешивания на себя ярлыка «иностранный агент».