Всемирный потоп запретов
«Ной» еще не вышел на экраны, но уже успел стать самым скандальным фильмом года
На 28 марта назначена мировая премьера блокбастера-катастрофы «Ной», снятого режиссером Дарреном Аронофски по библейской притче. И хотя официально картина еще не вышла на большие экраны, фильм с участием Рассела Кроу уже запретили к показу в Катаре, Бахрейне и ОАЭ. Судя по накалу страстей, вспыхнувших вокруг современной трактовки ветхозаветного сюжета, можно смело предположить, что «Ной» окажется вне закона в еще целом ряде стран.
Любая реклама, особенно скандальная, только способствует коммерческому успеху. Однако во всем следует знать меру. Тревожная ситуация, складывающаяся сейчас вокруг фильма «Ной», грозит привести к очередному социальному взрыву в мусульманском мире.
Одно из наиболее авторитетных и уважаемых религиозных учреждений в исламском мире – каирский университет Аль-Азхар, основанный в 988 году, выпустил фетву против «Ноя» на том основании, что фильм противоречит исламу, запрещающему изображать святых.
Напомним, ветхозаветного патриарха Ноя почитают не только христиане и иудеи, но и мусульмане. Ной, напомним, был праведником. Он построил ковчег и спасся на нем вместе с родными и животными от Великого потопа. В Библии Ною посвящена книга Ветхого завета – Бытие. В Коране он зовется Нухом, и ему тоже посвящена отдельная глава.
После недавних жалоб религиозных деятелей «Ной» попал под запрет в Катаре, Бахрейне и ОАЭ. В компании Paramount Pictures, где снимался скандальный фильм, ожидают, что такие же запреты будут объявлены в Египте, Иордании и Кувейте.
Запрет может привести к противоположному эффекту и вызвать к «Ною», бюджет которого составил 130 млн. долларов, повышенный интерес. Точно так же, например, было с картиной Мела Гибсона «Страсти Христовы» (2004). Против этого фильма фетва не выносилась, но мусульманское духовенство яростно ополчилось против него. Несмотря на это, а во многом как раз и благодаря негативной реакции, народ в мусульманских странах валом валил на «Страсти».
Кроме Рассела Кроу в «Ное» снималась целая армия кинозвезд первой величины: Энтони Хопкинс, Дженнифер Коннелли, Эмма Уотсон, Ник Нолти и другие. Роль Ноя в свое время предлагали Майклу Фассбендеру и Кристиану Бейлу, но оба отказались. Снимали картину, к счастью, не на Ближнем Востоке, а на юге Исландии и в штате Нью-Йорк.
«Ной» вызвал скандал не только в исламском, но и в христианском мире. Джерри Джонсон, президент консервативной Национальной ассоциации религиозных вещателей (NRB), подчеркнул, что все зрители, которые захотят посмотреть этот «впечатляющий» фильм, должны помнить, что это очень вольное толкование Священного писания. По совету NRB, Paramount разместил на всех рекламных материалах «Ноя» предупреждение о том, что в картине были сделаны «художественные допущения», но в целом «суть, ценности и целостность» библейского сюжета сохранены.
Протесты верующих вызывает главная идея Даррена Аронофски. По его версии, Великий потоп был природным апокалипсисом, наказанием человечеству за пренебрежительное отношение к природе, а не за многочисленные грехи, совершенные против Бога. Не удивительно, что режиссер, наиболее известным фильмом которого до «Ноя» был «Черный лебедь», сделал из Ноя воинствующего защитника окружающей среды, этакого «ближневосточного ниндзя», по образному выражению американских журналистов.
В фетве Аль-Азхара говорится, что Коран запрещает изображать пророков. Пока эксцессов не было, но, что произойдет после премьеры, предсказать трудно, потому что изображения пророка Мухаммеда в Европе и Америке, а также другие оскорбления ислама, по мнению самих мусульман, уже неоднократно приводили к кровавым последствиям.
Можно, например, вспомнить недавний фильм «Невинность мусульман». 14-минутный трейлер «Невинности» спровоцировал антизападные беспорядки во многих мусульманских и не только мусульманских странах, кульминацией которых стало взятие консульства США в Бенгази и убийство американского посла в Ливии и еще трех сотрудников дипмиссии.
Мусульмане были возмущены тем, что в картине, рассказывающей о жизни пророка Мухаммеда (что в исламе запрещено в принципе), он еще и описывается, мягко говоря, не с лучшей стороны.
Эта полулюбительская лента, признают эксперты, сильно смахивает на провокацию, направленную на разжигание религиозной розни между мусульманами и христианами. Актеры снимались в полной уверенности, что речь идет об исторической драме под названием «Воин пустыни», события которой происходят на Аравийском полуострове две тысячи лет назад, т.е. задолго до появления ислама. В сценарии о религии вообще не говорилось ни слова. В «Невинность мусульман», высмеивающую пророка Мухаммеда и оскорбляющую религиозные чувства мусульман, «Воин» превратился после редактирования и монтажа. Фильм озвучен так непрофессионально, что по движениям губ актеров легко убедиться в том, что во время съемок они произносили совсем не те слова, которые наложили при монтаже.
Создателей «Невинности мусульман», слава богу, пока никто не убил, хотя призывов к расправе было предостаточно. А вот голландский режиссер Теодор ван Гог поплатился за свой 10-минутный фильм жизнью. Осенью в Нидерландах будут отмечать десятую годовщину со дня его убийства. Убийца оставил на месте преступления записку, в которой написал, что ван Гог оскорбил ислам фильмом «Покорность», в котором он критиковал насилие над женщинами в исламском мире.
Фетва на запрет «Ноя» стала первой или одной из первых в отношении кинофильма. Фетвы же на книги выносятся регулярно. Самой известной, по крайней мере на Западе, является фетва Рухоллы Хомейни от 14 февраля 1989 года, в которой он призвал всех мусульман убить Салмана Рушди. Писатель Рушди уже четверть века живет под страхом смерти и, судя по всему, будет жить с этим страхом до самой кончины.
«Сатанинские стихи» сразу вызвали гнев правоверных мусульман, потому что в одном из героев, Махунде, Рушди явно вывел пророка Мухаммеда. Причем сделал его отрицательным героем.
Можно вспомнить и карикатуры на Мухаммеда в датской газете в 2006 году. В результате волны беспорядков, прокатившейся по Ближнему Востоку, Азии и Африке, погибли не меньше 50 человек.