Демпинг - не выход
Демпинг – хорошо известный прием недобросовестной конкуренции, запрещенный Всемирной торговой организацией, однако до сих пор достаточно распространенный в России, особенно в строительном секторе. Причем порой им не брезгуют даже компании, именующие себя аффилированными с европейскими брендами.
С начала года в сетевых СМИ и на профильных форумах не утихает тема рабочих из Краснотурьинска (Свердловская область), которых оставила без заработной платы в канун Нового года петербургская компания «КрашМаш». Оказалось, что она просто физически не может платить по счетам, так как уже несколько лет сидит в «лизинговой яме».
Экскурс в прошлое ГК «КрашМаш» сделал в телефонном разговоре с «Общей Газетой» один из бывших сотрудников компании на условиях анонимности (аудиозапись разговора имеется). По его словам, первоначальная идея выглядела достаточно красиво – создать компанию, располагающую собственной демонтажной техникой, а потому способной вести достаточно прозрачную ценовую политику и не зависеть от субподрядчиков. «Группа компаний «КрашМаш», совместно с ControlledGroup (Великобритания), занимается демонтажем и сносом предприятий, зданий и сооружений, как в России, так и за рубежом… …В распоряжении ГК «КрашМаш» и ConttrolledGroup есть вся необходимая и на сегодняшний день самая передовая в мире техника для сноса зданий и наиболее эффективные, экологически безопасные технологии демонтажа», - сообщается по сей день на сайте компании.
Однако, как отметил экс-сотрудник ГК «КрашМаш», единственное, что на самом деле является «совместным» у этих двух предприятий – один британский трактор, да и тот находящийся в лизинге. Кстати, о лизинге. Именно этот кредитный механизм был использован руководителями компании для того, чтобы организовать собственный парк техники. Очевидно, топ-менеджеры «КрашМаша» Александр и Виктор Казаковы предполагали, что вкупе с утверждением об аффилированности с ConttrolledGroup это мгновенно выведет компанию в лидеры рынка.
Однако выяснилось, что быстро завоевать высококонкурентный рынок практически невозможно, а техника требовала не только регулярного обслуживания, но и ежемесячной оплаты лизинговых платежей. Стремление уйти от аренды, создав собственный парк, стало серьезным экономическим просчетом организации.
«Компания вообще не работала в прибыль. Платежи за технику производились в валюте, что неминуемо вело к ее удорожанию. Любые деньги, которые поступали на счет предприятия, сразу же перенаправлялись на погашение лизинговых платежей, - рассказывает источник «Общей Газеты». На самом деле, фиксированные платежи в валюте – излюбленный вариант постепенного снижения издержек, применявшийся в докризисные годы на фоне укрепляющегося рубля. Но с 2008 года такой способ погашения финансовых обязательств стал очень рискованным для плательщиков - в связи с непредсказуемыми скачками курсов валют.
«Чтобы обеспечить себя хоть какими-то заказами, руководство предприятия стало применять демпинг, занижая реальную цену производства работ со старта вдвое, - утверждает бывший сотрудник «КрашМаша». - Эта схема работала всегда, ну, по крайней мере, в 80-ти процентах случаев. Люди хотят сэкономить. Выбирая поставщика, назвавшего наименьшую цену, они не задумываются о последствиях».
Войдя в число участников тендера, компания старается максимально занизить цену предполагаемых работ, таким образом избавляясь от конкурентов, а далее - затягивает сроки исполнения, требуя повышения стоимости. В числе аргументов - стандартные жалобы на то, что ряд работ не был учтен, некоторые пункты договора трактовались некорректно, а также нереальность указанных заказчиком сроков. «В этот момент заказчик оказывается в очень невыигрышных для себя условиях. С одной стороны – да, придется заплатить существенно больше (в два, а то и более раз). Но, с другой стороны, переигрывать тендеры – это дополнительное время, а время, как известно, тоже деньги». Таким образом, «КрашМаш» понуждает заказчиков к заключению заведомо невыгодных договорных отношений в условиях, когда те находятся в строго ограниченных временных рамках.
Кроме того, по словам бывшего сотрудника компании, «КрашМаш» старается заключать договоры на другие юридические лица, зачастую напрямую не связанные с ГК. Такая схема позволяет участвовать в большем числе тендеров, торговаться «с самим собой», а в случае возникновения спорных ситуаций с заказчиками признавать организации финансово несостоятельными.
По словам экс-сотрудника компании уже целый ряд крупных компаний из-за проводимой «Крашмашом» политики внесли организацию в «черный список» контрагентов.
К сожалению, пример «КрашМаша» и его партнеров – далеко не единичный случай, доказывающий, что дешевле – не значит выгоднее. Использование демпинга как основного способа победы в тендерах является признаком незрелости рынка, появление на котором недобросовестных игроков просто неизбежно. А пострадавшей стороной в такой ситуации вновь и вновь будут оказываться конечные потребители, планировавшие жить или вести бизнес в новом здании, а в итоге вынужденные терпеть срывы сроков и слушать бесконечные обещания.