Крах российской экономики
Министерство экономического развития уточнило прогноз развития России на 2013-й, а также на 2014 год. Что называется, вовремя. Бюджет будущего года уже принят на основе предыдущего, более оптимистического сценария. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев поспешил представить СМИ основные параметры обновленного документа, хотя находится далеко от родины — на министерской конференции ВТО, на этот раз организованной правительством Индонезии на курортном острове Бали.
Цифры от Улюкаева просто шокируют. То есть, конечно, всем нам давно известно, что наша экономика катится под уклон, когда остальной мир шаг за шагом либо выходит из рецессии, как Евросоюз, либо вообще ускоряется, как, например, США и Китай. Но не с таким же ускорением!
ВВП в уходящем 2013-м увеличится не на 1,8% (как ранее прогнозировало Минэкономразвития), а на 1,4%. Но это еще что. Заметим, что бюджет-2013 был сверстан на основе экономического роста в 3,4%. Точность поразительная. К тому же многие зарубежные аналитические центры не дают нам и 1,2%. В 2014 году вместо первоначальных 3% будет не более 2,5%. При этом Улюкаев заявил, что стагнация продолжится и в 2014 году. Но стагнация — это значит ноль, а не 2,5%.
Идет под откос и последний локомотив ВВП — розничный товарооборот. В этом году прогнозируется его рост лишь в 3,8% (раньше обещали 4,2%, что тоже крайне незначительно). Промышленность же на глазах умирает.
Если ранее ожидали ее роста в этом году хотя бы в пределах 0,7%, то по уточненному прогнозу — 0,1%. А это уже в пределах статистической погрешности. Иными словами, если что-то в этом секторе и растет, и то незначительно, — то это, по традиции, добыча и транспортировка сырья. А обрабатывающие отрасли в большинстве своем демонстрируют самый настоящий спад, измеряемый уже не десятыми долями процента, а 3–4 полнокровными процентами. Так что речь идет уже не о стагнации, а о самой настоящей рецессии (спаде).
Действительно, откуда взяться промышленному росту, когда иссякают инвестиции? По последним оценкам, их рост в этом году составит всего лишь 0,2%. Что также можно причислить к статистической погрешности. В 2014-м — плюс 3,9%. Казалось бы, с паршивой овцы хоть шерсти клок. Но такой якобы инвестиционный рост, во-первых, не сможет обеспечить реальное увеличение промпроизводства, а во-вторых, и эти незначительные цифры наверняка потом пересмотрят в сторону уменьшения. Как это уже было не раз.
На этом тревожном фоне удивляют прогнозы о росте реальных располагаемых доходов населения на 3,4% в этом году и на 3,3% — в будущем. Еще больше недоумения возникает от цифр вокруг реальной зарплаты: плюс 5,6% в этом году. Откуда деньжищи? Особенно если учесть, что производительность труда в этом году возрастет всего лишь на 1,5%. А это значит, что кому-то здорово переплачивают. Эдак раза в 3–4. И даже ясно где — в сфере госмонополий. Бывший премьер Михаил Фрадков как-то высказался: «При такой зарплате и воровать не надо!» А в последнее время — и учителям. Их зарплату по майскому (2012 года) указу Путина довели до 100% средней по экономике региона, а вот отдачи соответствующей что-то не видно. Зато в частном секторе зарплаты фактически не растут со времен кризиса.
И рубль Минэкономразвития почему-то бережет. По его уточненному прогнозу, среднегодовой курс доллара к нацвалюте составит 31,8 (ранее 32). Но это средняя температура по больнице. К Новому году вполне вероятно, что «зеленый» пробьет потолок в 34 «деревянных».
В чем же причина быстрого съеживания российской экономики? Может быть, нефть виновата? В будущем году она должна подешеветь с нынешних усредненных $107,5/баррель до $101. Но этого явно недостаточно для столь разрушительных последствий.
Ответ лежит на поверхности: нашу экономику ускоряющимся темпом съедает наша же коррупция. И дело даже не в 127-м месте в индексе Transparency International. ВВП губят государственный монополизм, откаты, достигающие 100% выделенных средств. Вот на дорогу Москва—Петербург первый транш выделили из федерального бюджета еще в 2005-м. И где она? Есть вырубка в Химкинском лесу.
Это вам не Китай, где взятки берут, но и строить дают. А у нас к тому же везде «эффективные» менеджеры, кое-как управляющие даром им доставшейся собственностью.
Что делать? Готовых рецептов нет. Вернее, их два: либо ГУЛАГ (но мы это уже проходили), либо эффективная демократия, как в передовиках антикоррупционности: Дании, Новой Зеландии и Швеции.