Об импотенции мозга в колыбели революции
Колыбель октябрьской революции и, по совместительству, родина большей части нынешнего руководства страны продолжает удивлять нелепыми инновациями. «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга» напомнил руководству высших учебных заведений города, что к 18 ноября они должны назначить ответственного за идеологическую работу в вузе и предоставить в совет предложения для разработки соответствующего плана.
На такие новости даже непонятно, как реагировать.
Чисто по-человечески я понимаю ректоров как руководителей учебных заведений, отвечающих не только за обучение, но и за воспитание студентов. Такова традиция русского и советского образования – не только учить, но и воспитывать, формировать человека, будить в нем хорошее (плохое и так вылезет). Это абсолютно правильно.
Но вопрос в другом. Такая должность и планы работы могут существовать при одном глобальном условии – должна быть Система. В стране в целом, в идеологии, образовании и т.п.
Современная Россия – образец бессистемного существования. Прежняя Система изжила себя, разные «доброжелатели» помогли ей умереть, а новой так и не создали. «Само», как наивно полагали многие, в нашей стране, учитывая ее исторический опыт, выстроиться пока не может. Для этого времени очень мало прошло.
Итак, у нас нет единой государственной идеологии, которую должна поддерживать некая структура. В том, что у нас нет работающей идеологической машины (которая есть во всех устойчивых странах – в США в первую очередь), можно убедиться, если посмотреть на итоги, точнее, попытки реализации проектов по созданию имиджа России за рубежом или развития внутреннего туризма. И программы писали, и бюджеты выделяли. Толку – ноль. В чем причина? Нет стратегического видения, нет системы и понимания что и как делать.
Судя по документу, над главой совета, ректором Технологического института Н.В.Лисицыным довлеют клише советского времени. Но за последние 20 лет информационное поле радикально изменилось. Во времена советских идеологических работников были радио, газеты и позже – 4 канала ТВ. Сегодня доступность информации, изощренность методик психологического воздействия, в том числе со стороны внешних аудиторий, в шесть секунд сведут на нет все планы общественно-политической работы. Идеология формируется не на собраниях и не в летних лагерях нашистов.
Какую идеологию будет формировать этот несчастный зам ректора, если государство у нас – самый главный демотиватор и разрушитель любой идеологии, особенно созидательной? Невнимание государства к актуальным и системным проблемам (пример – Бирюлево) опровергнет в два счета какую хочешь идеологию.
Да к тому ж, на какие формальные структуры и уж тем более архетипы человеческого сознания авторы этой идеи планируют опираться? Их уже нет, и их возрождение невозможно. В истории точных повторений не бывает.
Идея г-на Лисицына заведомо провальная. Причина неудачи еще и в том, что он – технарь. А технари традиционно не дружат с историей. Которую все-таки надо учить и которой стоит интересоваться. Потому что только она помогает понимать общественные процессы и думать.
Чего мы у ректора из Санкт-Петербурга, к сожалению, не наблюдаем.