Единственное, что растет в России, — безработица
Если бы Евростат включал в свой ежемесячный отчет по занятости Россию, страны Старого Света ей бы позавидовали: российские 5,2% незанятых — мечта многих развитых государств. Но скоро показатели нашей страны будут не такими впечатляющими. С начала года безработица перешла от устойчивого снижения к росту — впервые после кризиса.
За восемь месяцев текущего года безработица увеличилась на 0,5 п.п., в следующем году вырастет еще на 1 п.п. и продолжит повышаться, прогнозирует директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. В этом случае по уровню безработицы Россия сползет до уровня Чехии (6,9%).
Отчасти это искусственное явление — побочный эффект отказа от неэффективных производств, на необходимость которого неоднократно указывали российские власти. «Всех нас ждут не самые простые времена, и именно сейчас нам нужно воспользоваться нашим очень серьезным преимуществом, — говорил на недавнем Сочинском форуме премьер-министр Дмитрий Медведев. — Оно заключается в том, что у нас очень низкий по сравнению с европейскими странами уровень безработицы, поэтому нужно уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой... Кому-то — это может быть довольно значительная часть населения — придется менять не только место работы, но и профессию, и место жительства».
Наталья Акиндинова считает это заявление премьер-министра «очень верным». «В нашей экономике традиционно жесткая занятость и мягкая зарплата, — Особенно это касается моногородов, где, как правило, один-два завода, и все население на них работает». Такое положение дел, по ее мнению, совершенно не отвечает вызовам современной экономики и потребностям страны.
По ее мнению, людям в ближайшем будущем придется менять и место работы, и даже профессию, подстраиваясь под меняющийся рынок труда. Больше всего неэффективных рабочих мест сейчас наблюдается в производстве и строительстве. В сфере услуг и торговли ситуация значительно лучше: стремительно меняющиеся там технологии бизнеса вынуждают предпринимателей быстро реагировать и переобучать персонал.
Тяжелее всего будет с производством, где большая часть технологий и материальной базы унаследована с советских времен, ожидает Наталья Акиндинова. Там низкая производительность труда и зарплата, и государство не намерено консервировать такое положение дел.
«В строительстве тоже используют древние технологии, но там вряд ли будет происходить какая-то оптимизация, потому что использование дешевого труда мигрантов экономически обосновано, — продолжает она. — Хотя они и используют кайло и лопату, народу так много, а платят так мало, что отрасль в итоге не кажется убыточной».
Эксперт пророчит российскому рынку труда «болезненные изменения». И совсем не очевидно, что они автоматически дадут позитивные результаты. Важно, чтобы параллельно увольнению и переквалификации неэффективных работников бизнес делал значительные инвестиции в производство, закупая передовое оборудование, отмечает г-жа Акиндинова.
Если же бизнес и работники перестроиться не смогут, страну ждет заморозка внутреннего потребления, что, в свою очередь, ударит по росту ВВП. Впрочем, при любом раскладе перестройка рынка труда будет оказывать давление на потребительский спрос.
В условиях сложной демографической ситуации в России низкая безработица — спорный экономический ресурс. Исследование возглавляемого Натальей Акиндиновой центра показало: к 2030 году при условии чистой иммиграции население страны сократится до 130—135 млн человек, а трудоспособного населения — с 87 млн до 73—75 млн человек. Это будет ежегодно съедать у российской экономики 0,75 п.п. экономического роста.
Вице-президент и управляющий директор ManpowerGroup по России и СНГ Феликс Кугел не наблюдает сегодня серьезного снижения аппетитов бизнеса на рынке труда. «Есть сегменты, которые, напротив, демонстрируют стремительный рост. Так, например, уже сейчас ведущие розничные сети готовятся к новогоднему ажиотажу и заявляют о планах по набору дополнительных сотрудников», — заверил он.
Согласна с ним и руководитель департамента по работе с клиентами рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Надежда Михина: «Разве что осенью возникла пауза в финансах и транспорте, логистика не демонстрирует активной потребности в новых специалистах». Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в компании не ждут ухудшения на рынке труда.