О сколько нам законов чудных
1 сентября вступает в силу закон об образовании
1 сентября вступает в силу закон "Об образовании в РФ", который регулирует всю учебную деятельность в стране — от дошкольных организаций до аспирантуры. В Минобрнауки утверждают, что теперь школы и вузы получат больше возможностей заработать, а родительские комитеты смогут влиять на образовательное учреждение. Пока что родители опасаются повышения платы за детские сады, а студенты уже столкнулись с ростом стоимости общежитий.
Закон "Об образовании" был подготовлен Минобрнауки для замены двух аналогичных ФЗ, принятых еще в 1992 году. В них отдельно рассматривались средняя школа и вузы — по словам чиновников, оба документа обросли огромным количеством подзаконных актов и окончательно устарели. Новый закон детально описывает структуру российского образования, объединяя его в непрерывную цепь — от детских садов до аспирантуры. Фактически разработчики зафиксировали все принципы реформы образования, продолжающейся несколько лет.
"Больше всего изменений закон вносит в сфере дошкольного образования,— заявила замминистра образования и науки Наталья Третьяк.— Детские сады станут умеренно готовить к школе, чтобы ребенок заинтересовался будущими уроками, а не боялся их". Теперь детские сады не будут поддерживаться муниципальными властями, а перейдут на баланс субъектов РФ — в Минобрнауки считают, что это сделает их более доступными.
"Авторы закона сделали очень хитрую вещь — разделили функции детских садов на присмотр за детьми и дошкольное образование,— рассказал "Ъ" координатор движения "Российским детям — доступное дошкольное образование" Семен Гунькин.— Образование остается бесплатным, но уход за детьми гражданам придется оплачивать. А ведь это и занимает большую часть времени воспитателей". Глава Минобрнауки заявил, что оплата детского сада повысится максимум на 5%. "Но сам министр никак не сможет на это повлиять, ведь тарифы теперь устанавливают власти регионов,— говорит господин Гунькин.— Возможно, в этом году существенного повышения не произойдет, но если страна столкнется с экономическими трудностями, то это неизбежно".
Меняется финансирование и средней школы. Основное образование (русский язык, литература, математика и так далее) остается бесплатным, но школа теперь может предложить ученикам платные углубленные занятия. Многие родители опасаются, что директора станут давить на детей, требуя заниматься еще и на платных курсах. "С другой стороны, в школе и раньше существовали какие-то теневые зоны — репетиторство, платная подготовка. Теперь мы переводим все в легальное поле, снижаем коррупцию",— считает глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Полученные деньги будут оставаться в школе — куда их направить, решит администрация по согласованию с родительским комитетом. В Минобрнауки подчеркивают, что новый закон дает активным родителям больше прав — они смогут влиять на жизнь школы наравне с администрацией, например, изменять образовательную программу или увольнять сотрудников.
Ранее абитуриенты были недовольны большим количеством льготников, имеющих право поступать в вуз без экзаменов,— в ряде учебных заведений они занимали большинство бюджетных мест. Новый закон устанавливает планку на количество инвалидов, поступающих в вуз,— не более 10% от числа первокурсников. Остальные категории льготников вместо этого смогут один раз бесплатно учиться на подготовительных курсах.
В новом учебном году студентам понадобится больше денег — государство не будет компенсировать вузам оплату проживания в студенческих общежитиях. "Раньше студенты платили 5% от размера стипендии — это 50-100 руб.,— говорит глава Российского студсоюза Артем Хромов.— Теперь плата выросла в десятки раз — в РГГРУ имени Орджоникидзе надо платить более 4 тыс. руб.".
"Я считаю ключевым достоинством этого закона то, что он декларирует самостоятельность учебных заведений,— заявил "Ъ" глава института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.— Но реальная практика показывает, что этой свободой мало кто пользуется. У нас доминирует ручное управление школами на уровне муниципалитетов — из-за этого закон может остаться лишь формальностью".