Новый вождь Китая - кто такой?
В Китае с интригами и кознями, но без больших потрясений завершился первый этап проходящей каждые десять лет плановой передачи власти...
После продолжавшегося неделю XVIII съезда Компартии в четверг за закрытыми дверями прошел первый пленум новоизбранного Центрального комитета, который и объявил о составе высшего руководства - политбюро и его всесильного Постоянного комитета из всего 7 человек. В него входит и новый первый человек в самой динамичной стране планеты с населением 1,3 млрд человек - генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин. Никто не сомневается, что этот 59-летний высокий массивный человек в марте будущего года на сессии номинального китайского парламента получит высший государственный пост председателя КНР, что завершит процесс формирования новой системы власти.
Товарищ Си, конечно, не будет единоличным владыкой - в Китае со времен великого реформатора Дэн Сяопина тщательно следят за тем, чтобы страна не получила нового диктатора. Генсек и председатель КНР - лишь первый среди равных, он делит власть с другими членами постоянного комитета Политбюро ЦК. Сформирован он на основе баланса сил в партии, с учетом всех существующих в ней основных фракций. Это будет уже «пятое поколение» руководителей КНР, начиная с товарища Мао и его легендарных соратников.
«Толстенькие детки»
Новая верхушка, как и ожидалось, сформирована из представителей трех главных группировок в партии. Это, во-первых, т.н. «комсомольцы» – т.е. функционеры, выросшие из активистов Коммунистического союза молодежи Китая. Их считают оплотом реформаторских рыночных сил в партии. Лидер "комсомольцев" - ушедший сейчас в отставку со всех постов экс-генсек и бывший председатель КНР Ху Цзиньтао. Характерно, что он отказался и от кресла председателя Военного совета ЦК КПК, дающего контроль за вооруженными силами. Этот пост также передан Си Цзиньпину, которые тем самым сконцентрировал в своих руках все высшие должности.
Это выглядит как поражение "комсомольцев", поскольку до этого поговаривали, что товарищ Ху оставит за собой контроль над армией. Прецеденты такого рода раньше были. Однако осведомленные источники утверждают, что Ху Цзиньтао пошел на отказ от поста председателя Военного совета в обмен на резкое ослабление базы влияния своего главного соперника - также бывшего генсека и председателя КНР Цзян Цзэминя, лидера т.н. "шанхайской группы". Этот 86-летний деятель все минувшее десятилетие активно вмешивался в дела руководства Китая, однако теперь специальным закрытым решением, как сообщают осведомленные источники, ему больше не будут докладывать о делах и решениях партии. Цзян Цзэминь лишен также официального кабинета, который он занимал в комплексе зданий руководства КПК. Полагают, что это подорвет влияние "шанхайцев" и позволит товарищу Ху сохранить влияние на линию партии и без официальных постов. Тем не менее, в новый состав высшего руководства вошло немало сторонников Цзян Цзэминя - так что внутреннее перетягивание каната, видимо, продолжится.
Важное место в политбюро и его постоянном комитета заняли и часто смыкающиеся с "шанхайцами" члены т.н. фракции "принцев". Это потомственные партийные чиновники, дети высокопоставленных боссов КПК первой волны. Впрочем, «принцы» - это, скорее, западный термин, поскольку в буквальном переводе представителей этой группировки называют «толстенькими детками», намекая на их сытое привилегированное происхождение. К новому генсеку ЦК КПК, впрочем, это относится лишь частично.
Он, конечно, сын важного и влиятельного партийца – отец товарища Си был одним из ближайших соратников Мао Цзэдуна,
революционером с партизанским стажем, одним из создателей Народно-освободительной армии, а потом заместителем премьера Госсовета КНР. Си Цзиньпин учился в элитарной пекинской Школе номер 81, где его одноклассниками были сплошь отпрыски высшего руководства. Он провел детство в хороших теплых квартирах и машинах с шоферами, когда большинство китайцев перебивалось в страшной нищете. Кстати, полученное с детства хорошее образование дает о себе знать – в отличие от многих других партийных боссов товарищ Си изъясняется на безукоризненном литературном китайском языке.
Бывший узник концлагеря
Однако в 1962 году его счастливая жизнь пошла под откос: высокопоставленный отец потерял доверие председателя Мао, был лишен постов и репрессирован, а будущего генсека потом в возрасте 15 лет отправили в грязную и нищую сельскую глубинку – вкалывать в рядах молодежного трудового отряда. Он жил в землянке, спал на кирпичах. Один раз предпринял попытку побега - но был схвачен в Пекине и брошен за неповиновение на полгода в концлагерь. После этого Си Цзиньпина отправили обратно в деревню, где он рыл ирригационные каналы, а свободное время много читал. Крестьяне в той деревне и сейчас вспоминают высокого городского парня, который, как они теперь умильно рассказывают, "носил с собой действительно очень толстые книги".
Парень не сломался и за жизнь боролся цепко. Еще во время Культурной революции он девять раз подавал заявление на вступление в партию - ему восемь раз отказывали по причине неправильного происхождения. Но в конце концов своего добился -
стал членом вначале рабочей, а потом и партийной организаций крестьянской коммуны, куда его сослали. Потом пробился в престижный пекинский университет, на химфак. Ну, а после смерти Мао Цзэдуна, окончания репрессий, реабилитации и нового возвышения отца карьера у нашего героя пошла вовсю.
Его послужной список – бесконечная череда постов в провинциальных партийных организациях, от самых захудалых до все более важных. Под его началом в конце концов оказались самые процветающие провинции Фуцзянь и Чжэцзян, которые дальше многих других районов Китая продвинулись по пути рыночных реформ и буржуазности. Был он и боссом деловой столицы страны - Шанхая.
Рассказывают, что товарищ Си всегда вел себя предельно скромно, придерживался стиля упорного, старательного и никого не подсиживающего служаки. Он крайне осторожен в своих официальных высказываниях, у него нет заметных врагов, нет запоминающихся провалов, но отсутствуют и яркие достижения, известные всей стране. Он достаточно ловко сочетает свои мощные связи и каналы влияния по линии фракции "толстеньких деток" с тщательно культивируемым обликом простого мужика, который знает жизнь простых людей.
К высшим постам товарищ Си подбирался медленнее некоторых своих ровесников. Решающий скачок произошел в 2007 году, когда он стал членом постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, органа высшей коллегиальной власти. В 2008 году занял пост заместителя председателя КНР. Злые языки говорят, что тут сработало аристократическое происхождение «принца» – ходят сплетни, что на последнем этапе карьерного рывка Си Цзиньпину сильно помог старый друг его отца, крайне влиятельный заведующий Орготделом ЦК КПК, ведавший расстановкой кадров.
Дочка из Гарварда
Товарищ Си производит впечатление очень уверенного в себе человека, хотя многие западные наблюдатели пока упрекают его в политической бесцветности. В то же время поговаривают, что новый генсек все же способен на решительные и даже рискованные поступки. «Си Цзиньпин в этом отношении больше похож на Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, чем на руководителей последнего времени», – пишут некоторые эксперты. Несколько романтические надежды возлагают на него сторонники реформ, в том числе политических. Они вспоминают при этом об отце будущего лидера Китая – он считался представителем самых либеральных сил в руководстве КПК, а во времена Мао, по слухам, выступал, например, против репрессий в Тибете. После реабилитации отец нынешнего генсека возглавил провинцию Гуандун, которая при Дэн Сяопине стала базой проведения радикальных рыночных преобразований в экономике.
Несколько нестандартен новый лидер Китая в личной жизни. Си Цзиньпин женат второй раз, а его нынешняя супруга – известная в стране исполнительница народных песен. Она была звездой музыкальной труппы Народно-освободительной армии Китая, регулярно блистала на новогодних телевизионных концертах. Китайская "Надежда Бабкина" имела миллионы поклонников, однако некоторое время назад, говорят, ее попросили уйти в тень, чтобы не заслонять собой супруга. С тех пор бывшая певица исчезла, и пока нет никаких оснований считать, что она станет первой леди в западном смысле слова.
О дочери нового генсека известно ничтожно мало – однако почти точно установлено, что она под вымышленным именем учится в дорогостоящем американском Гарварде. Кстати, в этом году экономическое агентство "Блумберг" распространило информацию и о немалых капиталах, которыми якобы обладает семья товарища Си. Эти данные мало кого удивили - в Китае широко известно о том, что боссы партии, мягко говоря, не бедствуют.
Сторонники рыночных реформ, как сообщается, в ходе подготовки и проведения съезда предлагали вычеркнуть из Устава КПК упоминание о марксизме-ленинизме и идеях Мао Цзэдуна, чтобы нанести удар по левому крылу в партии, где все еще живут уравнительные идеи. Однако в конце концов решили все оставить, как прежде, добавив лишь в устав упоминание о теории "научного развития" ушедшего со своих постов экс-генсека КНР Ху Цзиньтао. Это подкрепляет позиции реформаторов-рыночников, однако сохраняет главный принцип - руководство Китая будтет сохранять баланс между различными фракциями в партии и всеми силами избегать раскола.