ДЭЗ попутал
Коррупция в сфере ЖКХ процветает из-за связи управляющих компаний с чиновниками
В октябре Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность управляющих организаций за нарушения правил обслуживания многоквартирных домов. Коррупцию в жилищно-коммунальном хозяйстве в ближайшие годы победить не удастся, уверены эксперты: и частные, и государственные управляющие компании слишком тесно связаны с муниципальными властями, из-за чего их фактически невозможно контролировать. Их обязанности могли бы взять на себя товарищества собственников жилья, но коррупции подвержены и они. А рассчитываться напрямую с ресурсоснабжающими организациями (РСО) неудобно ни гражданам, ни самим РСО.
На прошлой неделе подразделение московского полицейского главка по экономической безопасности и противодействию коррупции сообщило, что Солнечногорский суд Московской области вынес приговор в отношении главы одной из местных управляющих компаний Мурада Гечебаева. По версии следствия, г-н Гечебаев взимал с жильцов квартплату не в пользу местного унитарного предприятия, поставлявшего коммунальные услуги, а в пользу созданной им фирмы. В январе 2011 года бизнесмен перечислил на расчетный счет МУП 19 млн. рублей, а остальные 44 млн. – присвоил. За весь период работы в должности Гечебаев, по данным следствия, похитил 135 млн. рублей. «Это самое крупное хищение в сфере ЖКХ в Подмосковье за последние годы», – говорит начальник оперативно-розыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции № 2 ГУМВД по Московской области Дмитрий Еремин. Обычно подмосковный УБЭП оперирует цифрами другого порядка: так, в начале этого года одна из химкинских управляющих компаний потребовала у жителей три млн. рублей за не сделанный ею ремонт. Всего же, по словам Дмитрия Еремина, в области за год возбудили 531 уголовное дело за хищения и мошенничества в сфере ЖКХ, из них 258 – в крупном и особо крупном размере. Не случайно новые подмосковные власти сразу же объявили решение наболевших проблем в сфере ЖКХ одним из главных приоритетов в своей работе.
За девять с половиной месяцев этого года прокуроры по всей России выявили 116 тыс. преступлений в сфере ЖКХ – такие данные опубликованы на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. В коррупционных преступлениях обвиняются 23 тыс. чиновников и бизнесменов, укравших в общей сложности 33 млрд. рублей. Уголовных дел же заведено около 350. К слову, в прошлом году было выявлено больше 16 тыс. нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а общая сумма ущерба составила 5,5 млрд. рублей. Административных же дел в десятки раз больше: так, по сообщению жилищной инспекции Москвы, только с мая по октябрь 2012 года московские организации ЖКХ совершили около 20 тыс. нарушений. В Санкт-Петербурге жилинспекция насчитала около 5 тыс. нарушений за те же полгода, тогда как за весь прошлый год их насчитали только 1,9 тыс.
По данным полицейских сводок, чистоплотностью не отличаются главы не только частных, но и государственных управляющих организаций. Так, в начале октября столичный главк объявил о задержании главы ГУП «Дирекция единого заказчика» района Зюзино Артура Батагова. По версии правоохранителей, в 2008 году Батагов присвоил 7 млн. рублей, собранных с жителей Зюзино за неоказанные услуги, а затем покинул пост директора ДЕЗ. Теперь чиновник обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере, и ему грозит до 10 лет лишения свободы. Резкий скачок преступности в сфере ЖКХ эксперты связывают с двухступенчатым повышением коммунальных тарифов в июле и сентябре: управляющие компании, воспользовавшись ситуацией, стали в разы поднимать плату за жилищные услуги (то есть обслуживание подъездов и придомовой территории).
По данным Общественной палаты (ОП) РФ, реальный рост квартплаты в среднем по России существенно превысил обещанные президентом и правительством 12–15%. «Регионами-рекордсменами» в ОП РФ называют Ямало-Ненецкий автономный округ (47,05%), Чувашскую Республику (41,32%) и Приморский край (34,96%). «Платежи растут именно за счет услуг управляющих компаний, а не за счет тарифов. И растут незаконно», – комментирует в беседе с «НИ» зампред Всероссийского совета местного самоуправления Светлана Разворотнева.
Руководители управляющих компаний (УК) настаивают, что повышение платы за услуги управляющих компаний Москвы вполне обосновано и связано с отменой городских дотаций: например, если до 1 июля консьержи получали 11 тыс. рублей из московского бюджета, то сейчас зарплату им платит только УК. То есть собственники жилья. «УК не может поднять плату за свои услуги в одностороннем порядке, это происходит только после собрания собственников жилья», – заверил «НИ» генеральный директор одной из крупных управляющих компаний московского района Зябликово Максим Ульрих. «Управляющие компании нередко фальсифицируют результаты собраний», – рассказал «НИ» юрист по защите прав потребителей Игорь Зверев. Так, на прошлой неделе прокуратура Валдайского района Великого Новгорода обнаружила, что жильцы одного из домов в январе этого года на собрании вовсе не соглашались на ремонт коммуникаций, который им предложила провести управляющая компания. Однако УК, подделав протокол, все-таки выбила на него бюджетные деньги.
Одностороннее повышение тарифов – лишь одно из нескольких распространенных нарушений, которые допускают управляющие компании, утверждает юрист Игорь Зверев: «Часто включаются в платеж услуги, которые компания в действительности не оказывает, – например, озеленение, снегоуборка или ремонт». По словам г-на Зверева, много проблем доставляют и так называемые «двойные платежки», когда с жителей, помимо платы за расход ресурсов в их собственной квартире, взимают деньги за общедомовой расход электроэнергии, воды и тепла.
То есть разницу между показаниями общедомового счетчика и совокупностью данных внутриквартирных счетчиков, поделенную между жителями в зависимости от жилплощади. «Часто такие схемы практикуют мошенники», – поясняет «НИ» Игорь Зверев.
В подмосковной ОРЧ по экономической безопасности признают, что преступления в сфере ЖКХ очень трудны для расследования: из дел, заведенных в 2012 году, до суда не дошло еще ни одного, а большинство застряли на стадии доследственной проверки. По мнению председателя правления Межрегиональной гильдии управляющих компаний в ЖКХ Валерия Семенова, причина безнаказанности недобросовестных управдомов – в тесных взаимоотношениях с муниципальными властями: государство, по его словам, возвращается в сферу ЖКХ. «Частные компании аффилированы с местной администрацией, они осуществляют, по сути, отжим денег в пользу местных органов власти», – считает председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. Соглашается с ним и Максим Ульрих: «Добрая половина управляющих компаний Москвы – те же ДЕЗы, только наизнанку».
По мнению Светланы Разворотневой, решением проблемы недобросовестных УК могли бы стать прямые договоры на поставку и отвод воды, электричества и тепла с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Такая возможность предусмотрена статьей 164 Жилищного кодекса РФ. Однако единолично заключать договоры с РСО может только житель дома, в котором менее 12 квартир. В обратном случае жильцы принимают соответствующее решение на общем собрании и при заключении договора выступают в качестве одной из сторон все вместе. «Какое-то количество жильцов перешли на прямые договоры, но о тенденции говорить не приходится. Трудности связаны с позицией ресурсников», – комментирует «НИ» г-жа Разворотнева. По ее словам, жильцы среднестатистического дома на 400 квартир могут задолжать РСО 10–15% квартплаты в месяц. Управляющая компания же в любом случае выплатит полную сумму долга независимо от того, сколько собрала.
Государственные СМИ пропагандируют переход на прямые договоры, потому что ресурсоснабжающие организации – это госмонополисты, считает председатель правления Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. Он уверен, что на пути к прямым расчетам есть объективные препятствия: «Ресурсники не готовы и не могут работать с таким количеством клиентов: они должны будут завести абонентские отделы, приемные, завести целый аппарат по работе с гражданами. Никто не будет этим заниматься». По словам г-на Крохина, в случае перехода проблемы возникнут и у граждан, которым каждый месяц придется посещать вместо одного окна три. По словам Игоря Зверева, еще одно неудобство для жильцов в случае перехода на прямые договоры будет связано с тем, что ресурсники, как правило, игнорируют показания общедомовых и внутриквартирных счетчиков, а квартплату считают по нормативам, которые существенно завышены. «Придется часто обращаться в суд», – пояснил «НИ» юрист.
Еще одним выходом может стать создание товариществ собственников жилья, которое и будет вместо УК рассчитываться с поставщиками тепла и воды. «Сам подход товарищества предполагает ротацию кадров, собрания, народный контроль, поэтому уровень коррупции там минимальный», – настаивает в беседе с «НИ» Константин Крохин. Председатель правления Межрегиональной гильдии управляющих компаний в ЖКХ Валерий Семенов же полагает, что у ТСЖ куда больше возможностей для злоупотреблений, чем у УК. Так, в городе Канске Красноярского края 9 октября возбуждено уголовное дело в отношении руководства ТСЖ «Заря», которое похитило 900 тыс. рублей. Председатель ульяновского ТСЖ «Народный контроль» Виталий Рябовол в сентябре был обвинен в хищении 4,5 млн. рублей, а бухгалтер ТСЖ «Волна» из Великого Новгорода Олег Олисов, по версии новгородской прокуратуры, украл у соседей 16,5 млн. рублей. «В случае с управляющей компанией собственник оплачивает услуги через банк и расчетно-кассовый центр, где платеж автоматически расщепляется, и его части поступают на счета ресурсников. Остальное отходит управляющей компании, это не более 25%. ТСЖ же сразу получает деньги полностью и уже потом рассчитывается с РСО», – объяснил «НИ» г-н Семенов. У граждан сейчас нет полностью надежного и удобного способа рассчитаться за услуги ЖКХ, признает Максим Ульрих. По его словам, люди страдают «не столько от коррупции, сколько от своей пассивности: устройте собрание, выберите другую управляющую компанию. Если и она будет обманывать, сделайте это еще раз».