Брод оказался "чужим" среди "своих"
Крайне неоднозначная процедура с отбором кандидатов для участия в общественных слушаниях на вакантные места в президентском Совете по правам человека получила своё неожиданное продолжение. Известный правозащитник, глава Московского бюро по правам человека Александр Брод объявил голодовку в знак несогласия с процедурой отбора кандидатов, который, по его мнению, проходил "по ксенофобному принципу".
Александр Брод, как известно, оказался в числе более чем сотни отвергнутых кандидатов, чью неблагонадежность определяла специальная рабочая группа Совета на прошлой неделе. При этом, как отмечалось, против московского правозащитника особенно рьяно выступали члены этой самой группы Людмила Алексеева и Борис Пустынцев. Как пояснила позже глава МХГ, она просто "выразила своё личное отношение к нему", отметив, что причиной отказа стало некое "формальное несоответствие документов этого кандидата", правда в чём именно состояло это несоответствие, она так и не сказала.
Как пояснил сам А. Брод, ему предъявили абсолютно абсурдную, на его взгляд, претензию об отсутствии опыта работы в сфере миграции. "Хотя этой темой я занимаюсь много лет и сейчас работаю над созданием центров адаптации и миграции. Рассмотрены сотня обращений от мигрантов, идет постоянная работа с мигрантскими сообществами, работа над законодательной базой, - заявил он. - Кто об этом сказал? Почему эти слова были приняты на веру. Мне не понятно. Видимо, меня боятся некоторые члены совета, не хотят видеть, потому что я могу высказывать острые суждения. Я выступал и с критикой Совета, и с критикой некоторых членов Совета. Поэтому они выбросили меня и некоторых других достойных кандидатов".
За некую кулуарность в принятия решений СПЧ достаточно жёстко критиковали все последние месяцы, что, кстати, и стало причиной объявления открытого конкурса на замещение вакантных мест. Против такого формата выступили против ряд членов Совета, в устной и письменной форме заявив о своём выходе из его состава. В их числе были, кстати, вышеозначенные Алексеева и Пустынцев, статус которых на данный момент пока не очень понятен. По мнению Брода, "эти люди с непонятным статусом "кроили" список кандидатов на свой вкус". "Получается, что почти 190 кандидатов со всей страны, попадали в "сито" только двух человек. Но это же не частная лавочка, не компания "кухонных диссидентов", когда, по ксенофобному принципу "свой-чужой" одних, пропускают, что называется, за красивые глаза, а другим устраивают экзекуцию. Дело доходило до прямых, публичных оскорблений и истеричных монологов в адрес некоторых претендентов. Вызывает откровенное удивление позиция председателя Совета Михаила Федотова - он, практически, отдал на откуп список кандидатов Алексеевой и Пустынцеву", - говорил Александр Брод.
По мнению правозащитника, такое положение дел недопустимо и лишь ещё больше дискредитирует Совет по правам человека. "И я требую открытых честных выборов. Пусть моя кандидатура пройдет-не пройдет, это будет решаться в ходе интернет-голосования. Но почему я не имею права, как и мои коллеги даже войти в этот список кандидатов, почему даже на первой стадии нас отклонили? Это абсолютно недопустимо!" - заявил глава Московского бюро по правам человека.
Не менее занимательна и реакция на решение Александра Брода, который выступает "за честные выборы", со стороны оппозиционного сообщества. "Не попал человек в список кандидатов по формальным признакам, он никогда раньше не был членом совета. Что, ему так жизненно необходимо быть в этом совете? И из-за этого стоит рисковать здоровьем и голодать?", - иронически замечает глава МХГ. "Ко всяким проблемам нужно относиться спокойно и принимать как данность, если решение принято коллегиально", - поддерживает коллегу глава СПЧ Михаил Федотов, старательно уводя дискуссионный вопрос от проблемы процедуры формирования списка кандидатов к частному мнению отдельного человека, якобы недовольного тем, что его куда-то не включили.
Вообще, ситуация зеркально отражает все последние акции оппозиции, представители которых голодали против "нечестных выборов". Достаточно вспомнить Олега Шеина, выразившего недовольство против итогов выборов мэра города, на которых он уступил победителю с разницей более чем в 30% голосов. Тогда вся оппозиционная общественность, в том числе и выражала свой восторг мужеством отчаянного астраханского "справедливоросса". Правда после того, как он из неё вышел, потеряла к нему интерес. Сейчас же все те, кто поддерживал Шеина, в том числе и некоторые из членов СПЧ, демонстрируют полное пренебрежение к ситуации с Бродом. И делают это лишь потому, что он не входит в число "своих".
Что же касается голодовки Брода, то, как отметил правозащитник, к его акции могут присоединиться и другие "товарищи по несчастью". Кроме того, ещё один из "отверженных", глава "Офицеров России" Антон Цветков намерен обратиться в суд. По его словам, отказ рабочей группы СПЧ включить его в список кандидатов был мотивирован.