Рижский бальзам для капитала
Латвия хочет стать главным офшором для российского бизнеса
В 2013 году Латвия вводит новый налоговый режим, освобождая бизнес от уплаты целого ряда сборов. Реформа направлена на привлечение капиталов из стран СНГ, граждане которых давно «полюбили» прибалтийскую республику, стоило Риге начать выдавать виды на жительство при покупке недвижимости. Фискальный маневр дает Латвии шанс затмить Кипр в качестве излюбленного места россиян для парковки капиталов и минимизации налоговой базы.
С подачи Министерства финансов Латвии и национальных банковских групп сосед России с 1 января 2013 года отменяет целый ряд налогов, которые взимаются с местного бизнеса, ведущего дела с иностранными партнерами. Из-под налогов будет выведена прибыль, получаемая латвийскими компаниями от продажи долей в других юрлицах, а также дивиденды и роялти, выплачиваемые или получаемые местным бизнесом от нерезидентов, в случае если последние находятся в пределах ЕС и не относятся к общепризнанным налоговым гаваням. Аналогичное правило будет действовать и в отношении российских компаний, но с 2014 года. С этого же момента от налогов освободят и процентные платежи латвийских компаний иностранным контрагентам.
«Льготы являются существенными для тех зарубежных инвесторов, кто готовится открыть здесь, к примеру, собственное производство. Изменения будут гарантировать, что при продаже бизнеса в республике инвестор не столкнется с какими-либо скрытыми платежами. К тому же Латвия является отличным регионом для начала развития бизнеса во всем ЕС», — пояснил РБК daily управляющий клиентскими активами Rietumu Banka Павел Меламед. По его мнению, предлагаемые налоговые меры — логичное продолжение политики властей, которые полтора года назад позволили инвесторам в местную недвижимость оперативно получать вид на жительство в Латвии, заменяющий шенгенскую визу. «С тех пор мы видим стабильный приток новых клиентов», — отмечает г-н Меламед.
Ослабление налогового законодательства также направлено на привлечение инвесторов из стран СНГ, включая Россию. «Я думаю, эти изменения будут в первую очередь интересны россиянам, особенно тем, кто не совсем уверен в завтрашнем дне. Предлагаемые условия делают Латвию хорошим конкурентом известному офшору. Во-первых, у страны нет присущего Кипру имиджа места для отмывания денег и грубого налогового планирования. Во-вторых, здесь нет такого же количества бюрократических препон, а регистрация нового юрлица занимает всего 24 часа. То, что Латвия успешно избежала кризиса и многие ее граждане свободно владеют русским, говорит лишь в пользу инвестиций именно сюда», — уверен партнер BDO Zelmenis & Liberte Янис Зелменис.
Обещанные налоговые льготы не единственный подарок для иностранных инвесторов. С 1 июля 2012 года в стране снижена ставка НДС c 22 до 21%, а также принято решение по сокращению подоходного налога — с 25 до 20% в течение трех лет. Ставка латвийского налога на прибыль (15%) уступает Кипру (10%), но выгодно отличается от установленных в Бельгии (33,99%), Франции (36,1%), Германии (30—33%) и Великобритании (24%).
На Кипре пока не видят конкурента в лице Латвии. «Мы неоднократно обсуждали эту ситуацию с российскими коллегами и пришли к выводу, что страны Балтии действительно предлагают много преимуществ для российского бизнеса. Их потенциал не стоит недооценивать, однако не стоит забывать и длительную историю сотрудничества России и Кипра. У нас самые низкие ставки в Европе, и мы собираемся держать их на этом уровне в течение длительного срока. Пока что страны Балтии являются сравнительно небольшим игроком в деле привлечения российских инвестиций», — говорит президент Piraeus Bank Константинос Лоизидес.
Российские аналитики также сомневаются, что Латвия сумеет в одночасье потеснить Кипр. «Исторически сложились два основных финансовых центра, которые обслуживают финансовые потоки структур из России. Это Кипр и Прибалтика. Периодически из одного центра в другой случаются миграции. Так было, к примеру, в 2004 году, когда часть капиталов переметнулась из Прибалтики на Кипр. Так происходит и сейчас, когда инвесторы опасаются распространения греческих долговых проблем на Кипр. Правда, в последнее время эта миграция носит более мягкий характер, открываются параллельные счета. Что касается инвестиционной привлекательности, то тут нет прямой конкуренции. Необходимые к инвестированию суммы для получения гражданства или вида на жительство разнятся. Для Кипра это внушительные 10 млн евро», — пояснил РБК daily руководитель отдела по работе с клиентами Andersen business services Антон Свириденко.