Наградотряд
От кого из российских спортсменов можно ждать золота на Олимпийских играх
Российские спортсмены отправились в Лондон с напутствием от спортивных руководителей попасть в тройку в командном зачете. То есть выступить по крайней мере не хуже, чем они выступили четыре года назад в Пекине, отстав только от китайцев и американцев. План выполнить можно. Но для этого нашей сборной, судя по всему, потребуется превзойти саму себя четырехлетней давности, когда было завоевано 23 золотые медали.
Официального медального зачета на Олимпиадах не существует, но медали все равно считают — в том числе и сам Международный олимпийский комитет (МОК). И сколько бы министр спорта России Виталий Мутко ни говорил о том, что ценить надо не только призовые, но и, скажем, четвертые места, представить, что в стране, еще не забывшей, как в прошлом веке она в спорте громила всех, быстро научатся это делать, сложно. Обилие занятых российскими спортсменами четвертых мест на предыдущей Олимпиаде — зимней в Ванкувере — аргументом для тех, кому три ее золота и 11-е место в командной классификации показались жутким позором, требующим в том числе увольнения большей части прямо или косвенно причастных к нему спортивных чиновников, не стало.
Наверняка не станет и после лондонской, если сборная России вдруг выступит на ванкуверском уровне и, например, впервые в своей истории выпадет из топ-тройки. Но на бумаге впечатления проблемной, готовой к тому, чтобы резко опуститься вниз, она не производит.
Базовый элемент
Прикидывая олимпийские перспективы, принято сначала обращать внимание на те виды, которые называют базовыми,— с множеством комплектов наград на кону, с возможностью разом сорвать приличный куш,— такие как легкая атлетика. Она всегда была российским козырем, а в Лондоне может превратиться в козырь сильнейший.
Главный тренер отечественных легкоатлетов Валентин Маслаков, когда его спросили о том, чего он хотел бы добиться на Олимпиаде, ответил в том духе, что шесть золотых медалей — это было бы неплохо. Шесть золотых медалей — это столько, сколько досталось им в Пекине. А еще шесть — это количество российских легкоатлетов, которые поедут в Великобританию, имея в послужном списке лучший результат в мире в текущем сезоне.
На самом деле можно помечтать и о большем, вспомнив, например, что на чемпионате мира 2011 года в Тэгу россияне одержали девять побед и еще десять раз оказывались на пьедестале почета. А ведь кажется, что за прошедшее после него время они только прибавили.
Российская школа спортивной ходьбы по-прежнему эталонная — а это между прочим три потенциальных золота. Анна Чичерова по-прежнему прыгает выше всех — а ее, пожалуй, единственная конкурентка, хорватка Бланка Влашич, так и не смогла оправиться от травмы. Мария Абакумова по-прежнему великолепно метает копье, а Татьяна Лысенко — молот. Мария Савинова по-прежнему замечательно рассчитывает силы на 800-метровке, а Юлия Зарипова — в беге на 3000 м с препятствиями.
Но появились и другие спортсмены, которых год назад нельзя было считать фаворитами, а теперь вполне можно. Год назад гладкий и барьерный бег на 400 м у женщин сулил России медали, но все-таки не самые ценные. Перед лондонской Олимпиадой на верхушке рейтинг-листа, впереди выдающихся американок Сани Ричардс и Лашинды Демус, очутились Антонина Кривошапка и Наталья Антюх, а российская эстафета 4х400 м, если брать результаты всех кандидаток в нее,— претендент на золото просто железобетонный.
Год назад дискоболка Дарья Пищальникова, только-только отбывшая допинговую дисквалификацию, была в Тэгу статисткой. Перед лондонской Олимпиадой она набрала такую форму, что стала явным лидером сезона.
Год назад Елене Исинбаевой — двукратной олимпийской чемпионке в прыжках с шестом, едва ли не главному символу российского спорта — сочувствовали: она делала перерыв в карьере после серии поражений, а вернувшись, провалилась на мировом первенстве, заставив думать, что ее время ушло.
Перед лондонской Олимпиадой Исинбаева, прыгнувшая в феврале на 5,01 м, заставляет думать о том, что пришло время для третьего олимпийского титула.
И это не полный список тех, кто в Лондоне может порубиться. В мужских прыжках в высоту ситуация, к примеру, ничуть не хуже, чем в женских, а с точки зрения глубины состава — так и вовсе лучше.
Два других базовых и очень заметных олимпийских вида у российской команды продолжают хромать. Но хромота все-таки не так заметна, как перед пекинскими Играми: с них ни пловцы, ни гимнасты золотых медалей не привезли — в общем-то в соответствии с прогнозами. Лондонские прогнозы должны быть чуточку оптимистичнее.
Российская команда по плаванию за четырехлетний цикл, конечно, не превратилась в конкурента американской. Более того, она, пожалуй, не превратилась в конкурента тем, что у американской в кильватере,— китайской, австралийской, французской, итальянской. Но по крайней мере уже нет той беспросветности, что чувствовалась на пекинской Олимпиаде, а две девушки, брассистка Юлия Ефимова и спинистка Анастасия Зуева, уже успели украсить свои послужные списки победами на чемпионатах мира — не в короткой воде, а в длинной. Гарантий, что они добьются их и в Лондоне, нет никаких — конкурентки сильны. Однако есть веские причины предполагать, что на четырех дистанциях Россия будет за золото драться.
В спортивной гимнастике хромота вообще практически исчезла. За четыре года в женской обнаружилась спортсменка, способная выиграть престижный "абсолют" на чемпионате мира — Алия Мустафина. А также спортсменка, еще более юная, только-только перешедшая из юниорского во взрослый разряд, способная едва ли не повторить трюк травмированной Мустафиной на следующем первенстве,— Виктория Комова. В ней обнаружились мужчины, способные выигрывать на чемпионате Европы упражнения на кольцах и перекладине с оценками, близкими к тем, которые дарят примам из Китая, Японии, Южной Кореи,— Александр Баландин и Эмин Гарибов. Сдвиги вперед очевидные. Но опять же не означающие, будто российские гимнасты в Лондоне нарвутся на золотую жилу. Дай бог, принимая во внимание уровень конкуренции, накрутили и напрыгали бы на пару золотых наград.
Куш можно сорвать и в стрельбе: это ведь 15 дисциплин. Собственно до Пекина Россия его в ней часто и срывала. В Китае произошла какая-то, можно сказать, аномальная осечка — ноль золотых медалей. Ее повторение будет аномалией совсем уж удивительной — сродни попаданию выпущенной из стратосферы бомбы в один и тот же канализационный люк. Российские спортсмены — как мастера пулевой стрельбы, так и стендовики — в период между двумя Олимпиадами выигрывали чемпионаты мира и Европы, Кубки мира, другие топовые соревнования, а состав команды почти сплошь сформирован из людей с кучей титулов в биографии — таких как Алексей Алипов, Елена Ткач, Кира Мозгалова, Леонид Екимов, Любовь Галкина, Артем Хаджибеков, Владимир Исаков, Наталья Падерина.
Спортивный директор Стрелкового союза России Игорь Золотарев заявил, что, на его взгляд, все российские стрелки, отправляющиеся в Лондон, готовы завоевать медали. С этим, глядя на их регалии, трудно спорить. Как, впрочем, и с тем, что правда жизни в стрельбе всегда несколько суровее картинок, которые рисует воображение.
Боевой потенциал
Борьба всегда была российской олимпийской палочкой-выручалочкой наряду с легкой атлетикой. В Пекине благодаря ей Россия заработала те же полдюжины побед. Сколько заработает в Лондоне — большой вопрос.
Говорить, что отечественная борьба переживает кризис, глупость. Какой это кризис, если командный зачет на чемпионатах мира и Европы, как обычно, за ней? Но показатели российских борцов нынче, надо быть откровенными, не такие впечатляющие, какими бывали прежде. На чемпионате мира 2011 года в Турции они выиграли четырежды — столько же, сколько иранцы. И это уже не безусловное доминирование.
Еще обращает внимание на себя такой факт. Раньше в сборной страны обязательно находилось несколько человек, выходивших на олимпийский ковер, будучи неуязвимыми или почти неуязвимыми на протяжении двух-трех предшествующих Олимпиаде сезонов. В Лондоне выступит лишь один российский борец, являющийся действующим чемпионом и мира, и Европы,— "классик" Роман Власов. Все остальные, включая замечательных супертяжей Хасана Бароева и Биляла Махова, либо проигрывали зарубежным соперникам, либо пропускали соревнования, залечивая травмы. Хотя, разумеется, и случайных, просто закрывающих вакансию спортсменов в команде нет. Каждый на старте будет знать, что достойным его выступление посчитают, только если он доберется до подиума.
На лавину побед в других не чужих для России олимпийских жанрах единоборств надеяться не стоит точно. Бокс — это вообще один из тех видов, который после Пекина явно сдал позиции. Впервые с 1996 года российская сборная не смогла обеспечить себе полный комплект олимпийских лицензий: в трех из десяти категорий ее боксеров не будет.
В семи они будут. И в ряде категорий это боксеры высокого класса — Давид Айрапетян, Миша Алоян, Артур Бетербиев, Егор Мехонцев, Магомед Омаров. Но итоги прошлогоднего чемпионата мира в Азербайджане так или иначе кричат о сдержанности в прогнозах. Российская сборная покинула его с одной золотой (Алоян) и двумя бронзовыми медалями. Чтобы не опустить пекинскую планку (две золотые медали), боксерам придется здорово постараться.
Дзюдоистам опустить ее будет просто невозможно, потому что в Пекине они не пробились на подиум ни разу. На этом фоне, к примеру, реплика исхода предолимпийского чемпионата мира в Париже (золото Тагира Хайбулаева плюс две бронзы) уже будет смотреться прорывом. В команду российских дзюдоистов вошли борцы в основном матерые (это и Тагир Хайбулаев, и Елена Иващенко, и Муса Могушков, и Вера Москалюк, и Иван Нифонтов, и трехкратный чемпион мира Александр Михайлин), поэтому совершенно отказывать ей в каких-либо перспективах, наверное, неразумно.
Острые и тяжелые
И еще более неразумно отказывать в них двум видам, в которых Россия в Китае недобрала наград. В фехтовании на Олимпиаде 2008 году она отметилась золотом в женских командных соревнованиях по рапире — и больше ничем. На Олимпиаде 2012-го должна по идее достичь гораздо большего.
Чтобы оценить потенциал российских фехтовальщиков, достаточно сказать, что на общем фоне отстающей дисциплиной кажется мужская шпага. Но даже в ней есть кандидат в медалисты — действующий чемпион Европы Павел Сухов.
Каждый раз, когда будет разыгрываться очередной фехтовальный комплект наград (а их в общей сложности десять), за российскими спортсменами придется следить очень внимательно. Состав шикарный — свежие чемпионы мира и Европы, спортсмены из рейтингового топа. Саблисты Алексей Якименко и Софья Великая; шпажистки Анна Сивкова и Любовь Шутова; рапиристы Реналь Ганеев, Алексей Черемисинов и Инна Дериглазова — это все люди, на успех которых букмекерские конторы будут принимать ставки с высокими коэффициентами. В командных состязаниях рапиристок, шпажисток и саблистов они будут принимать их на Россию с очень-очень высокими коэффициентами.
Фехтование — вид капризный, немного лотерейный, и наивно думать, что все эти ставки сработают, а россияне нарубят столько же золотых наград, сколько нарубили недавно на чемпионате Европы,— семь. Но прошлогодний чемпионат мира в Катании (четыре золота) как ориентир, возможно, и имеет смысл.
Как, не исключено, имеет смысл ориентироваться на прошлогодний чемпионат мира в Париже (то есть на те же четыре золота), прикидывая шансы штангистов. В Пекине они не выиграли ничего. Но пекинская Олимпиада все же была особенной историей — ни до, ни после нее китайцы, там зачищавшие категорию за категорией, обставляя в числе прочих и российских конкурентов, так не выступали.
Британские тяжелоатлеты китайскими амбициями и классом не располагают, и режим наибольшего благоприятствования им на руку сыграть не может. Так что для чемпионок мира Светланы Царукаевой, Оксаны Сливенко, Надежды Евстюхиной, талантливой Татьяны Кашириной или признанного Международной федерацией тяжелой атлетики спортсменом номер один 2011 года Хаджимурата Аккаева дверь сейфа с золотыми медалями открыта пошире, чем четыре года назад.
Золотой стандарт
Преимущество летней сборной России в сравнении со сборной зимней в том, что у нее остались в запасе виды, в которых отдать другим золото она может разве что при каком-то жутко неудачном стечении обстоятельств. Жаль только, что МОК не добавляет им веса: в синхронном плавании и художественной гимнастике разыгрывается по два комплекта наград, в то время как на чемпионатах мира их гораздо больше.
Трудно представить, что в Лондоне кто-то окажется в состоянии российские позиции в этих видах поколебать. Ну или существенно поколебать. Российские дуэт и группа в синхронном плавании слишком явно (и с точки зрения независимых экспертов) превосходят ближайших конкуренток — китаянок, чтобы всерьез полагать, будто судьи на Олимпиаде решатся сломать привычную иерархию. А лидер мировой художественной гимнастики Евгения Канаева, чемпионка Пекина, с тех пор царит в многоборье на всех топовых соревнованиях. Вот российскую группу удавалось опережать и итальянкам, и белорускам. Но последний чемпионат Европы выиграла все-таки она.
Наградный десерт
Вариантов добрать медали у сборной России хватает. Возьмем современное пятиборье — вид непредсказуемый, такой, что гегемония в нем на первый взгляд невозможна. Но статистика о российской гегемонии в мужском пятиборье орет во всю глотку. Кто выиграл две предыдущие Олимпиады? Андрей Моисеев. А кто победитель майского чемпионата мира в Риме? Александр Лесун (Моисеев, к слову, был вторым).
Если в велосипедном спорте — и на шоссе, и на треке — шансы сборной России просматриваются еле-еле (хотя на подиум кто-то из отечественных гонщиков заскочить и может), то в маунтинбайке за нее выступит многократный призер чемпионатов мира и Европы Ирина Калентьева. Если в академической гребле ее показатели скверны, то у каноистов есть числящийся среди лидеров мирового рейтинга Иван Штыль.
В прыжках в воду нужно будет понаблюдать за трамплинистами Ильей Захаровым и Евгением Кузнецовым — по сложности программ они рядышком с китайцами. В триатлоне — за очутившимися наверху мировой классификации Александром Брюханковым и Дмитрием Полянским.
Наконец, нельзя забывать о таком блоке, как игровые виды. Россия представлена далеко не во всех, но в тех, в которых представлена, чаще всего значится среди претендентов на награды.
Статус претендента номер один у нее в мужском волейболе. В 2011 году российская команда из трех топовых соревнований выиграла два — Мировую лигу и Кубок мира, а в полуфинале разместившегося между ними чемпионата Европы умудрилась проиграть абсолютно благополучную концовку сербам. Волейболистки, в отличие от волейболистов, пробились на Олимпиаду с некоторым скрипом — через дополнительные стадии отбора. Однако команда, победившая на двух последних чемпионатах мира и не потерявшая никого из тех, кто эти победы приносил, способна стрельнуть.
Как и обе баскетбольные сборные, у которых в активе медали прошлогодних континентальных первенств: у мужчин — бронзовые, у женщин — золотые. Впрочем, грезить об их превращении в олимпийские триумфы — занятие фактически бессмысленное: американский барьер высится перед грезящими Великой Китайской стеной.
Женское водное поло и женский гандбол — еще два повода поставить напротив строчки "Россия" в чистой медальной таблице знак вопроса. В этих видах до призовых мест добраться можно, но нелегко.
Игровые виды — это еще и теннис. Если говорить о сборной России — то в первую очередь женский теннис, который в Пекине разом обеспечил три награды, весь комплект. Китайский пазл в Лондоне сложится едва ли, однако российский знаменосец Мария Шарапова во всех букмекерских конторах котируется как безусловный кандидат в чемпионки.
Диапазон возможностей
Дальше начинается математика. Итак, каков диапазон возможностей сборной России? Берем сценарий, который условно можно охарактеризовать как плохой: медальная недостача во всех видах, но не катастрофическая, а в пределах разумного. То есть не будем, например, предполагать, что все полтора десятка с лишним легкоатлетов, отправившихся в Лондон с шансами на золото, их запорют.
В легкой атлетике сборная России три-четыре золота выигрывать обязана. В борьбе без пары-тройки таких наград не останется. Фехтовальщики и стрелки, допустим, привезут по две — столько же, сколько синхронистки и "художницы". Еще запишем по одной тяжелоатлетам, пловцам, гимнастам. Ну из боксеров и дзюдоистов тоже кто-то допрыгнет до потолка. И где-то, как обычно, всплывет "не считанное" золото. Хотя в пятиборье, волейболе или теннисе какое оно не считанное? Два десятка золотых наград набирается без проблем и в плохом сценарии. А это пекинский итог — в 2008 году их у России было 23.
А теперь сценарий противоположный — не идеальный, с чудесами на конвейере наподобие разгрома американской баскетбольной Dream Team в финале или торжества россиян в китайских настольном теннисе и бадминтоне, но достаточно близкий к нему. Иными словами, с максимальным совпадением олимпийских результатов с результатами чемпионатов мира прошедшего и текущего сезонов вкупе с двумя-тремя сенсациями. И этот сценарий "собирает" уже три с половиной десятка золотых наград.
Первое командное место и он, увы, не обеспечит. Есть основания считать, что китайцы, которые в Пекине завоевали 51 золото, все же выступят в Лондоне не так впечатляюще. Но оснований думать, что американцы, четыре года назад отставшие от хозяев на 15 высших наград, тоже опустятся вниз, нет. Чемпионаты мира, которые, как ни крути, весьма прочная база для прогнозов, падения не предвещают. Но навскидку и из желанной тройки сборная России выпасть не должна: ведь 20 золотых медалей она на бумаге собирает, не глядя.
Но тут приходится обращать внимание на одно неприятное для российской команды наблюдение. Фактор своего поля на Олимпиадах работает безотказно. В 1996 году в Атланте австралийцы выиграли 9 золотых медалей, в 2000-м у себя в Сиднее — 16. На сиднейской Олимпиаде Греция набрала 4 первых места, в 2004-м в Афинах — 6. Китайцы в греческой столице выступили куда скромнее, чем через четыре года на родине,— 32 золота. Выходит, что сборная, Олимпиаду принимающая, увеличивает золотой запас в полтора раза минимум.
У спортсменов из Великобритании в Пекине было 19 золотых наград. Умножаем цифру на полтора — получаем совсем другую, под 30 золотых наград, которая плохой российский сценарий превращает в недопустимый. Для того чтобы не упустить тройку, понадобится воплощение сценария, при котором потенциал сборной России будет реализован если не на 100%, то по меньшей мере на 80%. А на последних Олимпиадах с его реализацией как раз возникали трудности.