Ненаучное наблюдение
Вот уже 12 лет я живу в июне около двух недель на маленьком острове в Неаполитанском заливе под названием Искья. Я живу в одном и том же отеле, в одном и том же номере 501, и обедаю в одном и том же ресторане, за одним и тем же столом. Собственно, моя привязанность к этому месту во многом связана с видом, открывающимся с террасы этого ресторана и завязавшейся дружбой с его владельцами. Главный в этом ресторане — Джован Джузеппе, художник, повар, а по первой специальности капитан дальнего плавания.
Мне нравится, что в стремительно меняющемся мире, в прямом и переносном смысле, особенно в городе, в котором я родился и живу, в Москве, Искью практически не меняют: в отеле те же официанты, бармены, администраторы, даже муравьиная дорожка на лоджии моего 501 номера в том же месте уже двенадцать лет. Ничего не менялось. Кроме одного.
Двенадцать лет назад в ресторане своих итальянских друзей я перевел на русский язык меню со своими комментариями, сказав им, что сделать это необходимо. «Скоро здесь будет много русских, — сказал я. — Поверьте мне». Тогда, двенадцать лет назад, в отеле из России жили два-три человека.
Теперь меню на русском языке существует в каждом ресторане острова. В каждом или почти в каждом магазине работает русскоговорящий продавец. В отеле живут практически одни русские, а персонал отеля этой зимой в обязательном порядке посещал двухмесячные курсы русского языка. Я не знаю, кто эти люди. Часть из них, наверное, чиновники, часть — бизнесмены разного уровня. Многие приезжают сюда не первый раз и с детьми. Но вот появились уже достаточно пожилые люди со своими внуками.
Вот одна семья: он, она и взрослая дочь. Он и она живут в городе Советске, что в 700 километрах от Екатеринбурга и в 300 километрах от Ханты-Мансийска. Он не летает на самолете, так как трижды попадал в авиакатастрофы. Четыре тысячи километров они ехали на машине из Советска в Краснодар, где у них дом и где живет их взрослая дочь, потом из Краснодара на поезде, уже с дочерью, они поехали в Москву. Затем из Москвы на поезде они поехали в Вену, где два дня ходили по музеям. Из Вены на поезде они поехали в Рим, это уже близко. Из Рима на поезде они поехали в Неаполь, из Неаполя на морской ракете они приехали на остров Искья. Тот же путь они проделают и обратно. И это вовсе не олигархи.
Возникают вопросы: если так много людей из России может позволить себе отдыхать в Италии и за двенадцать путинских лет их стало в разы больше, особенно в этот кризисный год, когда здесь отдыхают только русские и немцы (встретились победители и побежденные), значит все не так плохо? И хотят ли эти люди каких-нибудь перемен? За кого они голосовали? И за кого будут голосовать? Это просто маленькое несоциологическое наблюдение, однако тенденция прослеживается отчетливая. Как ни крути.
Будьте здоровы и держите себя в руках.