Синейший раздражитель
В спорте назревает цветная революция: организаторы крупнейших соревнований, от тенниса до хоккея, экспериментируют с цветом полей и кортов. Цена вопроса — внимание телевидения. Один из таких экспериментов уже вызвал крупный скандал. Следующая попытка — на Олимпиаде в Лондоне
Престижный турнир серии "Мастерс", прошедший в Мадриде в мае, уже обеспечил себе место в истории тенниса. Именно на нем был презентован революционный грунт... синего цвета.
Цвет и качество нового покрытия тут же раскритиковали ведущие теннисисты. "Это позор",— заявил легендарный испанец Рафаэль Надаль. "Хочу поскорее забыть эту неделю",— поддержал его серб Новак Джокович, первая ракетка мира. Оба, кстати, скандально вылетели из турнира, а Джокович вообще заявил, что в следующем году ноги его не будет на этом самом синем грунте. Так кому и зачем понадобился столь спорный эксперимент?
Голубая мечта
Идею перенести мадридский турнир на новый корт озвучил несколько лет назад его владелец — легендарный румынский теннисист, а ныне миллиардер Ион Цириак. И хотя спортивные авторитеты, вроде Надаля, сразу выступили против, руководство Ассоциации теннисистов-профессионалов (АТП) все же дало Цириаку добро на эксперимент. Покладистость чиновников вполне объяснима: этот усатый румын — один из самых авторитетных промоутеров в теннисе — организовал множество крупнейших турниров и "раскрутил" многих теннисных звезд. Ну как отказать?
— У Цириака какое-то природное, совершенно ненормальное чутье на прибыль,— говорит Геннадий Жуков, председатель тренерского совета Федерации тенниса России (ФТР), который еще помнит, как теннисист Цириак выступал на международных турнирах в СССР.— Как только он появляется — пахнет деньгами. А так как денег у него уже очень много, то Цириак уверенно идет на эксперименты.
С этим согласен и теннисный обозреватель "Спорт-экспресса" Евгений Федяков, с точки зрения которого удивляться на первый взгляд странным инициативам этого промоутера не стоит — за ними всегда есть расчет.
— В свое время он сделал Беккера Беккером, работал с известнейшими теннисистами, с тем же Маратом Сафиным, проводил огромное количество турниров, причем на высшем уровне,— рассказывает Федяков.— При этом он, конечно, склонен к различным опытам, сторонник нововведений. Это ведь именно Цириак придумал, чтобы мячи на турнире в Мадриде подавали не болбои, а девушки-манекенщицы, гениальная идея с точки зрения пиара.
Идея раскрасить Мадрид в какой-то момент стала для Цириака "голубой мечтой". Объяснил он ее просто: турниру нужно внимание телевидения. А как привлечь это внимание? Только яркой картинкой. Именно такую картинку и должны обеспечить синие корты.
Работы над новым покрытием начались еще в 2009 году: в тестировании на одном из отдаленных мадридских кортов участвовали игроки Кубка Дэвиса, а также наш соотечественник Марат Сафин. Ну а в нынешнем году руководство АТП, наконец, дало синему грунту зеленый свет. Ведущие теннисисты мира вышли на другое, революционное покрытие в Мадриде, а телеканалы получили новую привлекательную картинку. После чего разразился скандал.
Провал цветной революции
После первой же игры на синем корте лидер мирового рейтинга серб Новак Джокович заявил: "Чтобы устоять на этом корте, надо либо надевать футбольные бутсы, либо звать на помощь Чака Норриса". Украинец Сергей Стаховский пожаловался в Twitter: "Это худший корт АТП-тура". А испанец Николас Альмагро высказался еще короче: "Слишком скользкий".
Звезды на турнире "посыпались" одна за другой: испанец Рафаэль Надаль проиграл соотечественнику Фернандо Вердаско впервые за те 14 раз, что они встречались, а тот же Джокович не вышел даже в полуфинал. Разумеется, обвинили во всем новое покрытие.
Одобрительные комментарии, впрочем, тоже звучали. Громче всех "за" высказалась американка Серена Уильямс: "Женщины более стойкие, чем мужчины. Вот поэтому мы растим детей, а вы, парни, никогда не сможете с ними управиться. Мы, женщины, не жалуемся, а просто делаем свою работу, как умеем. Мы не какие-нибудь слабаки". "Очень симпатичные корты",— оценила новинку и ведущая российская теннисистка мира Мария Шарапова.
И все же критики было больше. К тому же пошли слухи, будто цвет изменили по коммерческим причинам. Якобы синий ассоциируется с главным спонсором турнира — крупной страховой компанией Mutua Madrilena и ее синим логотипом. Организаторам отмолчаться не удалось: и сам Цириак, и директор соревнований Маноло Сантана принялись объясняться, ссылаясь на то, что нужно думать не только о спортсменах, но и о зрителях. Однако Надаль был категоричен: или он, или синие корты. В том же духе высказался и Джокович. Вопрос о будущем нового покрытия сразу подвис — ни один крупный турнир не захочет добровольно лишиться нескольких лучших игроков разом.
— Думаю, что для Джоковича или Надаля дело было не только в цвете,— объясняет комментатор НТВ-Плюс Андрей Никифоров, который вел прямые трансляции из Мадрида.— Больше всего их не устроила консистенция покрытия. Оно очень скользкое, не работают укороченные удары, потому что получается слишком быстрый и высокий отскок.
Для обыкновенного человека это может показаться странным: какая разница, на чем играть? Однако для теннисистов — это вопрос ключевой. Еще каких-нибудь пару десятков лет назад подобных проблем не возникало: большинство турниров проходили на грунтовом покрытии (смесь песка, глины, дробленого камня или кирпича), на траве, харде (в основе — бетон или асфальт, сверху — синтетическое покрытие) и нескольких других. При этом все знали, что Уимблдон — это, к примеру, натуральная трава ("На стадионе даже есть целая плантация, которая позволяет заменять "выбитые" участки",— объясняет Геннадий Жуков из тренерского совета ФТР), а "Ролан Гаррос" — красный грунт. Однако сейчас в официальном реестре Международной федерации тенниса уже более 100 наименований различных покрытий. И это, конечно, нравится далеко не всем спортсменам, ведь к каждому новому покрытию приходится приспосабливаться.
— Квалифицированные спортсмены — это как тонко настроенные приборы,— объясняет Жуков.— И здесь действует простое правило: в плохих условиях всегда имеет преимущество тот, кто хуже играет. Иными словами, в огороде перворазрядник может победить чемпиона мира. Именно это, мне кажется, и произошло в Мадриде: представьте низко посаженную гоночную машину, которую запустили через "лежачего полицейского" на скорости в 100 км/ч. Очевидно, что станет с ее подвеской. Так вот Джокович или Надаль — это и есть та самая гоночная машина...
В чем же прокололись создатели нового грунта? Теннисный эксперт Элистер Маккоу, работавший с Динарой Сафиной, Светланой Кузнецовой и Ксавье Малиссом, считает, что слой грунта на кортах оказался слишком тонким. В результате, когда на твердый, похожий на резину настил, находящийся под ним, попадала вода, покрытие становилось скользким.
По словам Андрея Никифорова с НТВ-плюс, это покрытие больше похоже на то, что кладут в рамках чемпионата США на турнире в Хьюстоне, правда, цвет там другой — зеленый.
— Это намного более жесткий и скользкий грунт,— объясняет эксперт.— И думаю, что теннисисты во многом выступали именно против этого.
Впрочем, не забывают эксперты и про цвет мадридских кортов.
— У меня четкое убеждение, что синий цвет стал своего рода раздражителем,— говорит Геннадий Жуков.— Это просто приводило в ступор спортсменов.
И все же основной цели Цириак, как ни странно, достиг. Многие эксперты и телезрители и вправду отметили, что мадридская картинка была весьма привлекательна. И дело, конечно, не в том, что организаторы случайно угадали с цветом: за перекраской кортов, как выясняется, стоят серьезные научные выкладки.
Смотрите внимательнее
Главный аргумент, который приводят защитники синих кортов, звучит на первый взгляд просто: желтый мяч, который летит со скоростью в 160 км/ч, выглядит гораздо контрастнее на синем покрытии, чем на красном. Называется даже цифра — на 15 процентов. И она не взята с потолка: нужно вспомнить так называемое цветовое колесо Исаака Ньютона — круг, окрашенный в переходящие друг в друга цвета.
— Если вы знакомы с цветовым колесом, то знаете, что пурпурный и голубой находятся напротив желтого,— говорит Гэйл Грэхам, директор компании, специализирующейся на создании кортов (она, в частности, обслуживала US Open и олимпийские игры).— Таким образом, наибольшего контраста можно достичь, если использовать желтый с голубым или пурпурным.
Как отмечает авторитетная "Нью-Йорк Таймс", достаточно посмотреть трансляцию "Ролан Гаррос": желтый мяч едва заметен на красном фоне в пасмурную погоду или в сумерках и быстро пачкается от соприкосновения с кортом. Занятно, что еще хуже желтый мяч смотрится на зеленом фоне, в чем мог убедиться каждый желающий на примере Уимблдон, который завершился в минувшее воскресенье.
Вероятно, именно поэтому консерваторы в теннисе все же сдают позиции: первыми прогрессу уступили синтетические покрытия типа хард. К примеру, в 2005-м в США для US Open сменили корты "под цвет травы" на синие. На Australia Open сделали то же самое в 2008-м, и тоже в пользу покрытий синего цвета. И везде аргументы "за" были похожи: зрелищность и телевидение. Тогда, кстати, не дошло до скандалов: речь шла всего лишь о синтетическом материале, харде, так что его цвет не воспринимался как нечто принципиальное. Другое дело — на турнире в Мадриде, где замахнулись (к тому же порядком намудрив с его свойствами) на традиционный красный грунт — святая святых для Старого Света или, скажем, Латинской Америки, где он наиболее распространен. "Что дальше? — спрашивали теннисисты.— Трава синего цвета?"
Впрочем, сегодня такой траве никто бы не удивился. Свежая новость: даже на кортах Уимблдона, где, как известно, спортсмены должны одеваться в белое, им позволят выйти в разноцветной форме во время Олимпиады. И подобные перемены — примета не только тенниса.
Виды на будущее
Очередной "перекраской" решили заняться в хоккее на траве. В этом году все олимпийские матчи в этом виде спорта будут впервые проходить на синем газоне с розовой окантовкой поля. Это первая столь радикальная реформа, начиная с 1970-х годов, когда на смену траве там пришли искусственные покрытия (российская команда по хоккею на траве, к сожалению, не прошла отборочный тур на нынешнюю Олимпиаду, поэтому отечественные болельщики вряд ли увидят ее в новых красках). И снова звучат те же аргументы, что и в теннисе: подобное сочетание цветов сделает игру более зрелищной. При этом приводятся ссылки на исследования с участием спортсменов и телекомпаний.
Собственно, большинство экспертов сходятся на том, что в этих переменах действительно "виновато" телевидение, причем не в первый раз. Напомним, это ведь именно благодаря телевидению в 1970-х цвет мячей в большом теннисе сменили с белого на желтый.
— Телевидение серьезно повлияло на то, как трансформировались правила тенниса,— говорит Геннадий Жуков.— Введение системы тай-брейка (решающего гейма при ничейном счете) — это как раз тот самый пример, иначе просто невозможно было спланировать время трансляций, а это огромные деньги. ТВ причастно и к тому, что в командных соревнованиях игроки стали выступать в одинаковой форме. И подобных примеров — множество.
Буквально на днях стало известно, что АТП отказалась от эксперимента с синим грунтом на следующий год. Однако у Цириака уже есть новая идея: он поспешил объявить, что впереди — эксперименты с цветом теннисных мячей. Они будут флуоресцентными — зелеными или оранжевыми. Словом, цветная революция продолжается.