Генерал и следователь вышли вместе
Один - на работу, другая - на свободу
21 февраля стало известно об освобождении из-под стражи следователя Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД по Москве Нелли Дмитриевой, арестованной в октябре прошлого года за получение взятки в размере $3 млн. Вчера же на работе появился ее руководитель — начальник ГСУ генерал-майор юстиции Иван Глухов, от которого после коррупционного скандала ждали рапорт об отставке. Однако последние события вовсе не означают, что в СКР и МВД решили спустить громкое дело на тормозах.
Нелли Дмитриева, в свое время принимавшая участие в расследовании дела скончавшегося в тюрьме аудитора Сергея Магнитского, покинула СИЗО в минувшую пятницу. В следственном комитете решили не обращаться в Пресненский райсуд за продлением ей срока ареста, истекающего 24 февраля.
Как сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин, вынося постановление об освобождении обвиняемой Дмитриевой, следствие учло, что она признала свою вину и активно сотрудничает с правоохранительными органами. Кроме того, у подследственной Дмитриевой было выявлено и подтверждено специальной экспертизой серьезное заболевание. До окончания следствия госпожа Дмитриева будет находиться под подпиской о невыезде.
Отметим, что арестованная в октябре прошлого года госпожа Дмитриева вначале категорически отказывалась признать свою вину.
Она утверждала, что дело о взятке — провокация. По словам госпожи Дмитриевой, от нее требовали дать показания на руководителя ГСУ Ивана Глухова, но она делать это отказывалась.
Очевидно, перелом в ее позиции наступил после известного скандала на коллегии столичной полиции, проходившей в конце января этого года. Тогда начальник московского ГУ МВД Владимир Колокольцев жестко раскритиковал своего зама — начальника ГСУ Ивана Глухова. "Имеются серьезные недостатки в организации работы ГСУ,— сказал тогда господин Колокольцев.— В связи с тем, что допускаются нарушения уголовно-процессуального законодательства, есть упущения в кадрово-воспитательной работе, 30 декабря 2011 года министр внутренних дел объявил строгий выговор руководителю Главного следственного управления, а в отношении его заместителей назначена служебная проверка". Господин Колокольцев предложил генералу Глухову самому "принять соответствующее решение".
Генерал, до этого возглавлявший 13 лет полицейское следствие в Москве, тут же ушел в отпуск, из которого, как предполагалось, он не вернется, подав рапорт об увольнении на пенсию.
Однако, по сведениям из ГУ МВД, генерал вчера появился на работе. Журналистам он сообщил, что догуливает отпуск и в отставку пока не собирается. В случае, если показаниям госпожи Дмитриевой дадут ход, генерал сам может стать фигурантом уголовного дела.
Тем временем СКР обратился в Пресненский райсуд Москвы за продлением сроков ареста другим обвиняемым по делу о взятке в $3 млн. Деньги, напомним, вымогались организованной группой у руководства фирмы "Медика" за прекращение возбужденного в его отношении дела о контрабанде томографа (ст. 188 УК РФ). Причем участники вымогательства знали, что уголовное преследование все равно будет прекращено в связи с декриминализацией данной статьи УК.
Первым перед судом предстал решальщик по МВД Максим Каганский, который, по версии следствия, являлся организатором вымогательства взятки у коммерсантов. Защита просила освободить его из-под стражи под залог 5 млн руб. или домашний арест. Представитель СКР, в свою очередь, сообщил, что арест должен быть продлен, так как по делу не завершена фонографическая экспертиза, а кроме того, экспертам еще предстоит изучить арсенал, изъятый в доме господина Каганского.
Когда суд поинтересовался у Максима Каганского, согласен ли он с ходатайством, обвиняемый ответил "да". И только после разъяснения сторон понял, что вопрос был о ходатайстве о его аресте. Которое, кстати, поддержала Генпрокуратура, отметив, что при задержании у господина Каганского был изъят загранпаспорт с его фотографией, но на другую фамилию.
В итоге суд решил, что, оказавшись на свободе, господин Каганский может продолжить заниматься преступной деятельностью или снова скроется. Кстати, его поймали в Новосибирске только в январе этого года. Кроме того, по версии СКР и суда, он может поделиться сведениями, которые узнал в ходе следственных действий, с пока еще неустановленными подельниками. В результате срок содержания в СИЗО ему был продлен до 24 мая.
Сегодня райсуд рассмотрит аналогичные ходатайства следствия в отношении посредников по делу о взятке Романа Емельянова, Дмитрия Чуприна и Владимира Кириллова.