Расплата за поездку
Коллекторы начнут выбивать из россиян еще и долги по заграничным штрафам
В начале недели на сайте Минэкономразвития появился проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц», который разрабатывался несколько лет. И хотя закон еще не принят, а значит, легального статуса у коллекторов фактически нет, они активно продолжают расширять поле деятельности. Так, на днях несколько агентств заключили контракт с зарубежными коллегами из Италии, Финляндии, Франции, Германии, Греции и некоторых других стран по поводу взимания долгов с русских туристов, набедокуривших за границей.
Самые популярные нарушения туристы совершают в автомобильной сфере – что неудивительно, учитывая, что машину напрокат берет примерно каждый третий «руссо туристо». «Проезд по платным дорогам без оплаты – наиболее часто встречающийся проступок, превышение скорости, нарушение правил парковки или неоплаченная парковка. В каких-то случаях взыскивается только штраф, в каких-то – еще и не заплаченные за услугу деньги», – рассказал генеральный директор агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров. Штрафы варьируются от 35 до двух тысяч евро. «Лидером по санкциям можно назвать Швейцарию, где штраф за превышение скорости составляет полторы тысячи евро», – пояснила руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова.
Ранее заставить россиян «заплатить по счету» было довольно сложно. Например, в скандинавских странах наши соотечественники отправляли квитанции за неправильную парковку прямо в мусорный бак. Многие годы это нарушение им ничем не грозило – «парковочные дела» находятся в ведении муниципалитетов, они-то и вынуждены были охотиться за иностранцами, отказывавшимися пополнять городскую казну. И, как правило, поиски ни к чему не приводили. Однако после многочисленных обращений муниципальных властей североевропейских государств к правительствам своих стран отслеживание нарушителей стало общенациональным делом. Данные на недисциплинированных автомобилистов заносятся в компьютеры дипломатических представительств за рубежом, и при очередном обращении за визой «экономным» туристам в ней отказывают. «Зеленый свет» открывается при уплате штрафа с начисленными пенями, или по прошествии нескольких лет (обычно пяти). Безнаказанно нарушать правила, в том числе в части оплаты парковки, могут лишь дипломаты. Ежегодно скандинавские газеты публикуют списки посольств, чьи сотрудники набрали наибольшее число неоплаченных штрафных квитанций. Российские диппредставительства регулярно попадают в ряды призеров этого сомнительного первенства.
Воровство в магазинах – вторая по распространению «слабость» наших соотечественников в Скандинавии. Еще недавно воришек могли посадить на несколько месяцев, но потом одна страна за другой отказалась от этой практики. «Пребывание в наших комфортабельных тюрьмах жители восточноевропейских стран не воспринимают как наказание. Кроме того, содержание в них иностранцев обходится казне слишком дорого», – так выглядел главный аргумент апологетов «амнистии» граждан государств, не входящих в ЕС, в том числе России. Теперь туристам-воришкам «всего лишь» закрывают въезд на территорию ЕС на определенный срок.
«Также часто встречаются штрафы за хулиганство, чаще всего совершенное в состоянии опьянения, – говорит Надежда Ефремова. – Нередко хулиганами становятся туристы, не прочитавшие памятку турагентств. Приезжают они, скажем, в Дубай и, например, закуривают на улице. Часты драки туристов как между собой, так и с местными жителями, тут лидирует Турция. В Италии легко стать персоной нон грата, купив поддельную вещь. Недавно такой случай произошел с российской туристкой, которая на пляже у «коробейника» за десять евро купила сумку якобы от Louis Vuitton. Их обоих «накрыла» полиция и оштрафовала незадачливую покупательницу на тысячу евро». Кроме того, у правоохранительных органов за рубежом могут быть претензии к россиянам, купившим недвижимость, но не платящим за коммунальные услуги. В последнее время такие задолженности встречаются все чаще, констатируют эксперты.
Как пояснили в МИД РФ, точное число правонарушителей подсчитать нельзя, потому что заграничная полиция не обязана уведомлять диппредставительства и консульства об административных преступлениях, совершенных иностранцами. Если брать драки, то, по словам Надежды Ефремовой, «речь идет о тысячах наших сограждан». Средняя сумма взыскания – 127 евро, коллекторское агентство зарабатывает 15% от суммы штрафа. Агентства считают направление довольно перспективным, правда, не в материальном плане. «Коллекторские агентства взыскивают зарубежные штрафы не столько, чтобы получить прибыль, сколько чтобы доказать российским чиновникам, что им можно доверить взыскание долгов», – говорит Александр Федоров. «Много на таких долгах не заработаешь. Здесь скорее присутствует политический момент, связанный с демонстрацией интеграции наших агентств в международное цивилизованное коллекторское сообщество, – пояснил заместитель гендиректора по коллекторской деятельности ГК Contrust Андрей Волохов. – Эта интеграция является доказательством доверия и работы исключительно в правовом поле не только для наших чиновников, но и для представителей крупного зарубежного и отечественного бизнеса».
Однако большинство экспертов отнеслись к новой деятельности коллекторских агентств скептически. «Найти должника сейчас несложно – спасибо камерам, установленным на большинстве зарубежных дорог, – говорит Надежда Ефремова. – Штрафы можно оплатить через Интернет или на почте, а в крупных аэропортах для этого установлены специальные платежные терминалы. Есть спецпредложения, помогающие экономить. Например, если оплатить штраф, выписанный в Греции, в течение первых десяти дней, то его сумма уменьшается на 50%». Есть более эффективные рычаги воздействия на нерадивых водителей, например отказ в выдаче визы.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что взыскивать штрафы могут только уполномоченные государственные организации: органы ГИБДД и судебные приставы. «Судебные приставы не могут заниматься взысканием долгов за «иностранные» штрафы, – парирует старший вице-президент долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер. – Здесь следует учитывать юридическую специфику России и зарубежных стран. Иногда документов, которых достаточно за границей для взыскания штрафа, бывает недостаточно согласно российскому законодательству. Зачастую дела о взыскании по международным долгам не доходят до судов. А согласно российскому законодательству, судебные приставы могут взыскивать долги только по решению суда».
«Коллекторские агентства имеют право не требовать, а просить оплатить штрафы, выписанные за рубежом. Если они начинают требовать, а тем более угрожать гражданам – эти отношения переходят в плоскость уголовного законодательства, – рассказал председатель КА «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. – Если гражданин все же решит добровольно заплатить выписанные за границей штрафы, коллектор обязан предоставить документы, подтверждающие его полномочия о взыскании штрафов, в том числе право требования. Фактически коллекторы могут только нудно напоминать гражданам о том, что неплохо было бы оплатить тот или иной штраф. Взысканиями, исполнениями судебных решений на территории РФ могут заниматься только судебные приставы, в том числе и решениями судов иностранных государств, которые должны пройти процедуру легализации (законного утверждения российским судом). Штрафы, которые наложены не судом, а иным органом, вообще не признаются на территории РФ. Так что действия коллекторов – это чисто «назойливый» бизнес. И от степени назойливости зависит, как классифицировать деятельность таких агентств. Просто ли это уведомление или уже вмешательство в личную жизнь, граничащее с вымогательством».
«Профессиональное выбивание долгов» как форма деятельности сформировалась уже давно. Но несмотря на то что в России зарегистрировано порядка тысячи коллекторских агентств, их юридический статус до сих пор не определен. Исправить этот недочет должен закон «О деятельности по взысканию просроченной задолженности физических лиц», проект которого был вывешен на сайте Минэкономразвития в минувший понедельник. Документ регламентирует отношения между всеми сторонами «долгового треугольника». В частности, предусматривает создание своеобразного «кодекса чести» коллекторов: обязывает агентства усиленно охранять персональные данные неплательщиков, страховать ответственность и обязательно состоять в одной из саморегулируемых организаций коллекторов (СРО). Также он запрещает «взаимодействие с должником в период с 22 до 6 часов», «общение с должником более трех раз в сутки и (или) более двух раз в течение часа», а также личное общение с должником против его воли. Кроме того, теперь коллекторы будут вправе запрашивать в письменном виде информацию о должнике у различных организаций. Те должны предоставить нужные сведения в течение десяти дней, а если запрошенная информация – охраняемая законом тайна, то организации обязаны будут сказать об этом коллектору в тот же срок.
Тем не менее у экспертов есть ряд претензий к проекту. «Декларируемой целью законопроекта является укрепление статуса коллекторского бизнеса, – пояснил руководитель корпоративной практики «ФБК-Право» Александр Ермоленко. – Однако эта деятельность, если речь не идет о мрачных субъектах с паяльниками, и так легальна, она регламентируется уже существующим законодательством, и многие пункты закона о коллекторах его дублируют». Заместитель директора коллекторского агентства АКМ Александр Щербаков добавляет, что грань между юристами, специализирующимися на взыскании просроченных задолженностей, и сотрудниками коллекторских агентств очень тонкая, хотя механизм работы у них идентичен. «Однако деятельность юристов легальна, а работа коллекторских агентств почему-то требует дополнительной юридической поддержки», – говорит эксперт. Кроме того, коллекторы считают, что закон должен привести в порядок соотношение суммы основного долга и неустоек, а также зафиксировать пропорцию, больше которой штраф не растет, потому что несоразмерно высокие санкции очень часто съедают все деньги, предназначенные на уплату кредита. В свою очередь, «заемная сторона» говорит, что закон слабо защищает права потребителей. Коллекторы начинают работу еще до решения суда и без учета мнения должника. Есть вероятность, что банки будут «сдавать» заемщика в руки коллекторов чуть ли не на следующий день после заключения договора.