Один Пол на всех
В турне Пола Маккартни "On The Run" (в 22-летней сольной карьере артиста, в прошлом объездившего пять шестых суши с группами The Beatles и Wings, это 14-е по счету крупные гастроли) изначально планировалось сделать 16 остановок. По ходу пьесы число выступлений превратилось в 19: благодарные поклонники из Нью-Йорка, Чикаго и Монреаля раскупали билеты с такой скоростью, что организаторам пришлось в спешке объявлять дополнительные концерты. На 18 из них билеты были проданы до последнего. Единственным исключением стала Москва: за неделю до концерта в "Олимпийском" на официальном сайте Пола Маккартни по-прежнему предлагалось купить билет в фанзону или на трибуны.
Удивительное дело. Конечно, можно возразить, что в Москве Маккартни выступал не так давно — памятный концерт на Красной площади состоялся всего восемь лет назад. Для сравнения: жителям Детройта выступления экс-битла пришлось ждать с 1976 года. И все равно странно: в 2004 году, всего через год после исторического московского концерта, сэр Пол выступал на Дворцовой площади Петербурга, где собралось около 70 тыс. зрителей (это примерно два "Олимпийских") — в том числе и вполне значительное количество москвичей, многие из которых не поленились ради такого дела провести две бессонные ночи в плацкартном вагоне. Да что там Петербург — многие еще четыре года спустя поехали на Маккартни в Киев. Неужели с тех пор народная любовь россиян к Полу Маккартни успела ослабнуть? Это у нас-то, где почти каждый ребенок (и автор этих строк — не исключение) начинает знакомство с западной рок-музыкой с родительской кассеты (пластинки, болванки, iPod) с записями The Beatles? Да вряд ли. Думается даже, что многие соотечественники способны всерьез обидеться, прочитав, что проявили в демонстрации любви к герою меньше рвения, чем канадцы или американцы. Да это и неправда: ажиотаж вокруг известия о новом московском выступлении Пола Маккартни возник вполне нешуточный: билеты в танцпартер — те, что поступили в свободную продажу,— раскупили, кажется, в первый же день. Другое дело, что в свободную продажу билетов поступило подозрительно мало, продавали их крайне неохотно, и многим желающим попасть на концерт пришлось в результате преодолевать разнообразные препятствия, да и просто переплачивать. Но и на это многие оказались готовы. И уж конечно, Россия станет последним местом в мире, где статус Пола Маккартни может быть поколеблен — она стала оплотом для многих западных артистов, о которых на родине уже почти и не вспоминают.
В этом смысле, кстати, Маккартни для мировой поп-музыки — редчайшее, уникальное явление. На пороге мировой славы сэр Пол вместе с коллегами по The Beatles оказался ровно 50 лет назад — в декабре 1961 года ливерпульская четверка еще играла в "Кэверн", но на эти выступления уже собиралось по полторы-две тысячи человек. Период сверхпопулярности The Beatles закончился 40 лет назад. В промежутке была написана добрая половина тех песен, с которыми Маккартни выступает по сей день. И все же до сих пор 69-летний артист с легкостью собирает стадионы по всему миру.
То, что с годами культурная значимость и популярность любых песен падает, неизбежно. Если на каком-нибудь крупном музыкальном фестивале вы встретите подростка в майке с Куртом Кобейном — даже в этом случае велика вероятность, что ему просто понравился рисунок, а о существовании группы Nirvana он не подозревает. Но заряда, заложенного в песнях Пола Маккартни, как периода The Beatles, так и более поздних, хватило на многие десятилетия вперед. Именно за ними десятки тысяч людей по всему миру по-прежнему приходят на концерты. А еще потому, что Маккартни очень хорошо умеет показать, что любит эти песни сам. Его концерты длятся по два часа и состоят обычно из трех-четырех десятков песен (30 в основном отделении, плюс один, а то и два выхода на бис). С шумными 30-минутными сетами времен The Beatles не сравнить — за это время каждый непременно услышит то, за чем пришел: кто-то — "Can't Buy Me Love" или "Eleanor Rigby", кто-то — "The Fool On The Hill" или "I've Just Seen a Face", кто-то — "Mrs Vanderbilt" или "Live And Let Die". И это не считая обязательных "Hey Jude", "Let It Be" и "Back In The USSR". Последнюю, кстати, Маккартни играет не только в России (хотя в Москве в 2003 году исполнил ее дважды).
Кроме того, встречаются и редкости для настоящих ценителей. В Петербурге, например, играли "For No One" из альбома "Revolver" и раритет "In Spite Of All The Danger". Турне "On The Run" запомнится первым в карьере Пола Маккартни живым исполнением песен "The Word" из альбома "Rubber Soul" и не выходившей на номерных альбомах "Come And Get It". В Москве, возможно, сыграют "I'm Looking Through You", кроме того, российские поклонники направили Маккартни письмо со списком из пяти песен, которые в ходе нынешнего тура пока не исполнялись. Список составлялся с помощью голосования в интернете. Наиболее популярным выбором соотечественников оказалась песня "Monkberry Moon Delight", но в пятерке также нашлось место для "Hope Of Deliverance" и "Your Mother Should Know".
СК "Олимпийский", 14 декабря, 19.00