Шереметьево дошло до полосы отчуждения
2 тыс. человек просят отселить их из зоны расширения аэропорта
В Подмосковье разгорается громкий скандал, сравнимый по масштабу с конфликтами вокруг вырубки Химкинского леса или с расселением жителей Южного Бутово. В зоне строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Шереметьево оказались дома почти 2 тыс. человек. Они требуют предоставить им компенсацию для переезда, как минимум равную стоимости их домов и земельных участков. На расселение из федерального бюджета выделено 4 млрд руб., однако никто из жителей не знает ни размеров компенсаций, ни сроков их выдачи, хотя строительство ВПП может начаться уже в октябре. Жильцы грозят митингами, бойкотом выборов и перекрытием дорог.
Заказчиками строительства третьей ВПП в Шереметьево выступают Министерство транспорта РФ и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (АГА; подробнее о проекте см. справку стр. 5). Подрядчик будет определен 6 октября после оглашения итогов тендера, а 15 октября может начаться строительство, которое продлится, согласно конкурсной документации, два года. Строительство напрямую затронет пять находящихся поблизости от аэропорта населенных пунктов — они полностью или частично попадают в санитарно-защитную зону (СЗЗ), из которой жители должны быть расселены. Согласно ст. 63 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и домов должны быть уведомлены об изъятии имущества в пользу государства не позднее чем за год до начала стройки, но уведомлений до сих пор никто не получал.
Строительство затронет деревни Паршино, Дубровки, Лунево, Пикино и Перепечино — коттеджные поселки, в которых постоянно живет около 2 тыс. человек. При этом границы СЗЗ (см. карту), согласно добытой жителями проектной документации, не охватывают населенные пункты полностью, а проходят сквозь них.
"Мой дом находится строго на границе СЗЗ, но выселяться мне никто не предлагает,— рассказывает дизайнер Ирина Росткова, живущая в Дубровках.— Когда полосу построят, самолеты будут взлетать на расстоянии 200 м от дома, а рулежные дорожки будут проходить буквально в 18 м, под окнами". Дом соседа госпожи Ростковой граница СЗЗ разделила ровно пополам, у другого соседа дом остался за пределами зоны, однако крыльцо и гараж находятся уже в пределах СЗЗ и, значит, должны быть снесены.
Постановление о резервировании земель под строительство третьей ВПП в Шереметьево губернатор Московской области Борис Громов подписал еще в 2001 году. Однако активизировался проект лишь осенью 2010 года, после того как премьер-министр Владимир Путин утвердил план развития московского авиаузла. Строительство ВПП оценено в 12,95 млрд руб., 4 млрд из них должны пойти на расселение собственников земли.
Жители населенных пунктов, впрочем, ни рубля пока не получили, поэтому начали жаловаться во все инстанции. "Уже сейчас из-за действующих полос норма по вредным выбросам превышена в 2-7 раз, норматив по шуму — в 2 раза. Представьте, что нас ждет после начала строительства и уж тем более после введения полосы в эксплуатацию",— говорит экономист Ольга Болданова. Жители пяти населенных пунктов, создав координационный комитет, написали письма президенту Дмитрию Медведеву, премьеру Путину, в Генпрокуратуру, Министерство транспорта, властям Московской области и в Роспотребнадзор. Они потребовали обнародовать суммы компенсаций и сроки переселения. "В ответ приходили такие отписки, словно над нами издеваются",— говорит госпожа Болданова.
Продать свои дома по среднерыночной цене жители коттеджных поселков не могут. Риэлторы оценили сотку земли здесь в $10 тыс., по другую сторону Ленинградского шоссе земля стоит минимум вдвое дороже. "Мы не против ВПП, раз надо, значит надо. Но когда сюда придет тяжелая техника, жить станет невозможно, мы настаиваем, что наши деревни надо переселять,— говорит госпожа Болданова.— Идти на ухудшение жилищных условий здесь никто не готов. Возвращаться в Москву, где многие продали квартиры, чтобы жить здесь, тоже никто не будет. Мы требуем расселения с улучшением условий проживания".
Инициативная группа жильцов планирует начать с митингов и объявления бойкота выборам в Госдуму. "Перекрывать дороги, конечно, незаконно, но это может стихийно произойти. Да и технику мы можем не пустить",— говорит активист из Дубровок, строитель с 40-летним стажем Владимир Схуз.
Курирующий строительство ВПП замдиректора ФГУП АГА Павел Чернухин вчера был недоступен для комментариев. В Минтрансе РФ сообщают, что в пяти населенных пунктах будет снесено 59 домов из нескольких сотен, а в поселках пройдут "мероприятия по снижению негативного воздействия на жилую зону". Кроме того, в рамках строительства будет вырублено 323 га леса, состояние которого в ведомстве называют "плохим или неудовлетворительным". Впрочем, жителям поселков об экологической экспертизе проекта строительства ВПП ничего не известно. Генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" Михаил Василенко заявил, что предварительный разговор с жителями был, а ближайший — с участием всех сторон — намечен на первые числа октября. "Мы заинтересованы в том, чтобы полоса была построена с наименьшими потерями,— заявил господин Василенко.— Но надо понимать, что СЗЗ начинает действовать не с момента начала стройки, и не стоит торопиться. Сейчас будет выбран подрядчик строительства, а как будет решаться вопрос с домами — следующий этап".
Жители коттеджных поселков на 14-м километре МКАД не имеют ничего общего с оппозиционными активистами — там живут бизнесмены, адвокаты и даже чиновники районных администраций, однако меры, на которые они готовы пойти, полностью копируют действия защитников расположенного в нескольких километрах отсюда Химкинского леса. И борьба с этой стройкой также может затянуться: активисты из поселков указывают, что стоимость отдельных коттеджей с участками и инфраструктурой достигает $700-800 тыс., и выделенных из бюджета средств на переселение всех, чьи дома окажутся вплотную к ВПП, явно не хватает.