Все тайное становится уголовным
Руководство банкрота получит до 10 лет за ложные сведения о компании
Минэкономики предлагает усовершенствовать механизм борьбы с преднамеренным банкротством и выводом активов из компаний-должников. Вчера на сайте ведомства появился законопроект, существенно расширяющий возможности арбитражных управляющих и кредиторов по оспариванию сделок должника. Кроме того, предлагается ввести уголовную ответственность за непредставление сведений арбитражному управляющему, повлекшее крупный ущерб. Максимальное наказание по этой статье будет составлять до шести лет лишения свободы, а за ложные сведения — до десяти.
Проект изменений к закону "О банкротстве" и другие законодательные акты, включая Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), был вчера опубликован на сайте Минэкономики. Цель поправок — усовершенствовать механизмы, способствующие выявлению признаков преднамеренного банкротства, и расширить полномочия арбитражного управляющего, направленные на возврат активов должника.
Важнейшая инициатива проекта — возможность конкурсного кредитора самому оспаривать сделки должника, если размер его требований в реестре кредиторов составляет более 1% общего размера всей задолженности, включенной в реестр. Сейчас в банкротстве оспаривать сделки должника, направленные на вывод активов, может только конкурсный управляющий, который далеко не всегда действует эффективно. "Сейчас кредиторы вынуждены заставлять управляющего предъявлять такие иски,— говорит исполнительный директор юридического бюро "Падва и Эпштейн" Антон Бабенко.— При этом в случае лояльности управляющего к должнику ему достаточно подать "плохой" иск и проиграть". Впрочем, господин Бабенко считает, что "у новеллы будут противники — она существенно увеличит нагрузку на суды".
Кроме того, авторами проекта предлагаются изменения к законам "О банкротстве", "О кредитных историях" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", расширяющие возможности арбитражного управляющего получать информацию и детализирующие ее перечень. В частности, управляющий наделяется правами запрашивать кредитную историю должника в банках, а в Росреестре — информацию о принадлежащей должнику недвижимости. Адвокат коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры" Анна Бурдина подчеркивает, что арбитражный управляющий получает широкий круг прав, однако в проекте нет положений, которые ужесточали бы его ответственность за распространение полученной им информации третьим лицам.
Другая важная инициатива — введение уголовной ответственности за непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о должнике, руководителе должника, принадлежащем им имуществе суду и управляющему в случаях, если это причинило крупный ущерб. В качестве наказания авторы проекта предлагают жесткие санкции — вплоть до лишения свободы до шести лет, а в случае представления заведомо ложных сведений — до десяти лет. Кроме того, в КоАП предлагается внести статью "Нарушение законодательства о банкротстве". Антон Бабенко считает, что эти уголовные санкции смогут применяться не только в отношении руководства должника, но и государственных органов, что "повысит скорость их реагирования на запросы о предоставлении информации".