Тяни-толкай-тандем
Президент и премьер-министр могут принять участие в кампании-2012 вместе
Почти невероятный сценарий о прямой конкуренции президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина, кажется, может воплотиться в реальность. Об этом сообщил осведомленный источник, близкий к администрации главы государства. Версию считают весьма правдоподобной эксперты, по-разному оценивающие гипотетические итоги реализации этого сценария. На фоне слухов о двойном выдвижении совместную акцию решили провести молодежные «армии» Путина и Медведева.
Вчера коммунисты торжественно сообщили, что президент назначит дату парламентских выборов в конце августа. А в прошлую пятницу Дмитрий Медведев в беседе с единороссами высказал намерение встретиться с руководством думских партий 25 августа. Вероятно, именно на этом мероприятии и стартует избирательная кампания. Почему оно так широко анонсируется – ведь уже известно, что на участки россиян призовут 4 декабря? Не станет ли августовская встреча тем самым «форматом», где глава государства заявит о своем намерении баллотироваться в президенты страны? Впрочем, накануне майской конференции ходили ровно такие же слухи. Как известно, они подтверждения не нашли.
На фоне сегодняшних ожиданий, как рассказал источник, близкий к кремлевской администрации, появились предположения о двойном выдвижении тандема на выборах-2012. Такого развития событий не исключил – в очень осторожной форме – и официальный представитель президента в Госдуме Гарри Минх: «Как я могу такое исключить? Как человек, который имеет юридическую практику, могу сказать, что правом быть избранным и тот и другой обладают. Ни перед одним из них не стоит проблема превышения двух президентских сроков. Ну а все остальное остается на их усмотрение».
Кстати, вчера в Москве стартовал совместный велопробег так называемой «армии Путина» и движения Medvedev Girls. Любопытно, что ранее в интервью «девочки Медведева» выражали уверенность, что и премьер, и президент будут баллотироваться вместе. «Где-то наверху поняли, что неопределенность в отношении кандидатуры следующего президента производит нехорошее впечатление на часть общества, но вместо попытки решить вопрос по существу занялись подобного рода пиаром, – так прокомментировал эту акцию руководитель дирекции по общественно-политическим проблемам развития Института современного развития Борис Макаренко. – На мой взгляд, участницы говорят ровно то, чему научили организаторы».
По словам эксперта, если бы на выборах Медведев конкурировал с Путиным, это стало бы началом реального политического плюрализма. Поскольку появились бы и две партии, которые стояли бы за их фигурами и реально конкурировали бы между собой.
По мнению главы Фонда эффективной политики Глеба Павловского, такой сценарий возможен, хотя Медведеву будет сложно победить на честных выборах: «Кто первым выходит из политического союза под названием «тандем», тот рискует больше второго». При этом собеседник не исключает раскола в рядах ЕР, поскольку ряд ее членов займет позицию Медведева: «Изначально партия готовилась к поддержке нынешнего президента, и для нее это было бы наиболее простым вариантом. Но в целом аппарат партии все равно ориентирован на Путина. Вместе с тем Путин сомневается в ЕР, убежден Павловский: «Более явного выражения недоверия единороссам, чем создание ОНФ, и представить трудно». Прямая конкуренция президента и премьера, уверен эксперт, логично впишется в моральную и политическую концепцию Медведева, которую он пропагандирует.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, исключив такой сценарий, предположил, что политическая система пойдет вразнос, если будет получать разные и не очень понятные ей сигналы: «Условно говоря, фальсификации на выборах возможны только в пользу одной партии или кандидата».
По мнению главы Центра изучения элит Института социологии РАН Ольги Крыштановской, конкуренция Путина и Медведева на выборах невозможна, поскольку Медведев ранее заявлял о своей поддержке ЕР: «Это было бы так же нелепо, как если бы в США Барак Обама и Хиллари Клинтон вместе баллотировались бы от Демократической партии». Зато, считает Крыштановская, допустим другой вариант: их совместное участие в праймериз на пост президента в рамках «Единой России».
По мнению некоторых экспертов, Путин не уверен не только в рейтинге «Единой России», но и в ее полной лояльности. «С помощью ОНФ премьер избавляется от зависимости от ЕР, – полагает Николай Петров. – Условно говоря, всегда проще сделать фальсификации в пользу некоего аморфного объединения и затем объяснить, почему результаты расходятся с соцопросами». Путину, считает эксперт, нужна система более близкого контроля над избирательным процессом: «Ему удобнее, чтобы Вячеслав Володин сидел рядом в Белом доме, а не ориентироваться на Владислава Суркова в Кремле». Но Крыштановская призывает не переоценивать возможности ОНФ: «Что такое фронт? Это 150 мест в списках ЕР». «ОНФ – это единственно возможная тактика ведения предвыборной кампании, лидер которой не хочет реального плюрализма, – в свою очередь, замечает Борис Макаренко. – Путин не стал административно реформировать ЕР, поскольку это вызвало бы недовольство в ее рядах». Сейчас партия настолько несамостоятельна, что у нее не хватит сил даже на то, чтобы кого-то «слить», резюмирует Макаренко.
Николай Петров подчеркивает, что публичные акции Медведева являются лишь бледной копией того, что делает Путин: «Я не вижу никаких свидетельств того, что премьер уходит с политической сцены». По прогнозам эксперта, 5 декабря Путин мог бы объявить о том, что ему необходимо оправдывать доверие, оказанное избирателями людям из списков ОНФ: «С вероятностью в 90% Путин либо возвратится сам, либо предложит какого-то другого человека. И почти нулевые шансы того, что этим другим окажется Дмитрий Медведев».
«Хорошим решением был бы тандем, выдвигающий Медведева, – резюмирует Глеб Павловский. – Но этот вариант, судя по всему, уже не рассматривается. И конкурентные выборы могут оказаться единственным решением, которое позволит избежать кризиса и придаст модернизации открытый общественный формат. Можно будет честно оценить итоги прошедших 12 лет, а также предоставить возможность партии власти открыто разделиться на фракции. Часть членов которых в условиях открытой предвыборной кампании уйдут к Медведеву. Еще важнее то, что сторонники обновления государства приобретут политическое лицо, и с ними ничего нельзя будет сделать после выборов. Понятно, что у лагеря Медведева сейчас значительно меньший аппаратный и политический потенциал, но это позволит ему сохранить лицо и свои позиции».