Все для бренда, все для победы
Оппозиция сошлась во мнении, что Общероссийский народный фронт нужен только Единой России
Системная и несистемная оппозиция скептически оценили инициативу Владимира Путина о создании Общероссийского народного фронта вокруг "Единой России". С точки зрения экспертов, затея с народным фронтом является ребрендингом "Единой России" и не принесет ей дополнительных голосов на выборах.
В КПРФ предложение Владимира Путина называют политическим приемом партии власти, которая, по оценке коммунистов, теряет избирателей перед декабрьскими выборами в Госдуму. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов оценил инициативу господина Путина как "еще одну фитюльку, чтобы обмануть избирателя в декабре". А первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников заявил ИТАР-ТАСС, что формирование фронта может привести к внутренним конфликтам в "Единой России" из-за "дележа" будущих мандатов. О присоединении, соответственно, речи не идет. Аналогичную позицию занимают и в "Справедливой России", председатель партии Николай Левичев сомневается, что его соратники встанут под флаги "Единой России": "Да и мне кажется, что они не хотят нас там видеть".
Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский считает инициативу Владимира Путина показателем слабости "Единой России". "Привлечение новых сторонников — это, видимо, желание оправдать большое количество голосов, которое "Единая Россия" хочет получить. Ведь всем понятно: сейчас "Единая Россия" не может набрать 70%",— заявил лидер ЛДПР.
По словам лидера "Яблока" Сергея Митрохина, "народный фронт вместе с "Единой Россией" — это профанация самой идеи, так как всегда народные фронты создавались как оппозиция действующей власти". Господин Митрохин считает: "Этим заявлением дали понять, как можно попасть в Госдуму. Присоединяйтесь к народному фронту, и у вас появится шанс получить свои мандаты в Думе".
Сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман считает, что Владимир Путин, разочаровавшись в демократическом пути развития России, пытается теперь "сделать однопартийную систему не только де-факто, но и де-юре". В связи с этим господин Гозман предсказывает агрессивный характер предстоящей предвыборной кампании.
Сопредседатель незарегистрированной Партии народной свободы Владимир Рыжков объяснил появление инициативы господина Путина тем, что "в декабре на выборах в Госдуму этой партии ("Единой России") нужно получить высокие результаты, чтобы Путин смог стартовать на президентских выборах, как бы заручившись народной поддержкой". Однако, как убежден господин Рыжков, "все приличные люди откажутся участвовать в этой авантюре, а те, кто согласится, лишь еще больше подмочат репутацию "Единой России", да и свою собственную".
По мнению председателя правления Центра политических технологий Бориса Макаренко, главная задача проекта народного фронта — "предвыборный ребрендинг "Единой России", рейтинг которой заметно пошатнулся". Вторая цель, по мнению эксперта, "не допустить потенциального ухода каких-либо значимых фигур к другим партиям". Господин Макаренко считает, что "ребрендирование тоже будет имитационным, потому что у этого фронта, скорее всего, не будет никаких новых знаковых фигур с авторитетом, отдельным от авторитета "Единой России"". Говоря о влиянии инициативы Владимира Путина на политическую систему в целом, Борис Макаренко отметил: "Такой фронт — это неокорпоративное образование, а у неокорпоративизма со времен Муссолини одна общая черта: все общество — это единый организм, у которого есть мозг, а все остальное — вспомогательные части тела, повинующиеся командам мозга. Подобную нагрузку несла в Испании "Фаланга" во времена Франко".
Член Общественной палаты Иосиф Дискин считает, что Владимиру Путину "изменил его обычно очень чуткий вкус", поскольку "вряд ли стоило приравнивать по своим последствиям возможное поражение "Единой России" к возможному поражению советских войск под Сталинградом". Эксперт полагает, что реализующаяся схема является "обоюдоострой": с одной стороны, "никакой электоральной прибавки "Единая Россия" не добьется, но с таким трудом складывающиеся структуры гражданского общества могут перестать действовать".
Но в целом оппозиция "ничего хорошего" для себя на ближайших выборах не ожидает. Никто не рассчитывает даже на "приставные места" в будущей Госдуме. Так как для этого партия должна получить от 5 до 7%, а все эти проценты, по оценке господина Гозмана, будут приписаны "Единой России", чтобы "под руководством Владимира Путина" она получила 70%.