Что общего между убийством Кирова и терактом в метро
Взрыв в минском метро был невыгоден Лукашенко и его режиму. Уже долгие годы Александр Григорьевич позиционируется как глава государства, который обеспечивает своей стране тихое и безопасное существование. Дескать, живем мы пусть и не так богато, но и не так бедно, а в отличие от России, где все время что-то взрывают, у нас тишь да гладь, и люди чувствуют себя спокойно. Уголок стабильности, безопасности и тишины. Теперь же в этом уголке прогремел взрыв.
Это мощный удар по репутации Лукашенко. Все равно, что человек, который всю жизнь позиционировался как брутальный мужик, здоровый как лось, вдруг начинает сильно болеть – то грипп, то больная нога, а то инфаркт. И уже вроде бы и все - был мужик, да весь вышел.
С другой стороны, чисто теоретически нельзя отвергать вероятность и возможных выгод для Лукашенко, несмотря на даже на репутационные потери. Потому что в последнее время у него в стране весьма серьезные экономические трудности, каких никогда не было. Сильная инфляция, исчезают продукты из магазинов, народ начинает выражать недовольство. Ведь всегда было хоть и бедненько, но стабильненько. Теперь же бедненько осталось, а вот стабильненько исчезает. Со своей советской патерналистской моделью Лукашенко уже не может обеспечить нормальное существование белорусского народа. Что еще остается в этой ситуации политику диктаторского типа, к которому принадлежит белорусский президент? Привычный выход – поиск врагов, на которых можно указать пальцем и объяснить народу, кто во всем виноват. Поэтому теоретически в равной степени правдоподобно звучит и этот вариант, и версия, что взрыв устроили враги Лукашенко, какого-то рода оппозиция.
Еще один вариант – все сделал случайный человек, например, больной или садист. Маловероятно, но теоретически возможно.
И наконец, вариант смешанный – как убийство Кирова в Советском Союзе, которое фактически послужило отмашкой для большого сталинского террора. До сих пор спорят, Сталин убил Кирова или нет. Для «Исторических хроник» я занимался этим вопросом и для себя – повторюсь, я не говорю, что других мнений быть не может - пришел к выводу, что Кирова убил не Сталин. Николаев, убийца Кирова, был действительно больным человеком и имел множество личных оснований – жена, карьерные вопросы и прочие тараканы шизофреника. И на мой взгляд Сталин был не причем. Это было убийство по частным мотивам, но Сталин этим немедленно воспользовался в своих интересах. Николаев был быстро похоронен и забыт, а в убийстве были обвинены все сталинские противники. ОН начал рубить косой направо и налево.
Я не знаю, кто заказал взрыв в минском метро на самом деле. Но в том, что Лукашенко воспользуется этим терактом на все сто, сомнений нет. Он уже им пользуется. Косвенно это подтверждает версию о его причастности к взрыву – но только косвенно и теоретически, точно так же, как деятельность Сталина после смерти Кирова косвенно подтверждала его причастность к убийству. Но само по себе это, безусловно, не доказательство.
Белоруссию ожидает жуткое закручивание гаек, и оно уже началось. Будет ловля неугодных политиков, борьба со СМИ и блогерами, а также бесконечные разговоры про пятую колонну. И на врагов будут списаны все собственные неудачи, экономические или социально-политические. В этом смысле ему это выгодно.
Тем более, что Лукашенко сразу же нашел террористов. Вроде бы как, но неважно – те эти люди, или не те, но найдены они были сразу, не прошло и суток. Причем арестованые токари и электрики взяли на себя вообще все взрывы - и которые были, и которых не было. С тем же успехом они могли бы на себя взять и поджог рейхстага, и убийство Кирова, и все что угодно. Возможно кому-то это и покажется странным, но значительной части белорусского народа это кажется замечательным – посмотрите, как быстро президент распорядился. Глазом не успели моргнуть, а уже все найдены, уже даны признательные показания. Вот это мужик!
По теории, что Белоруссия является островком безопасности, был нанесен чувствительный удар, что стало репутационным минусом для белорусского президента. Однако к этому минусу Александр Лукашенко оперативно пририсовал дополнительную вертикальную палочку – да, враги не дремлют, все бывает, но он, настоящий лидер и отец народа, немедленно взял всех за глотку и вот враги трепещут. В своем стиле Александр Григорьевич Лукашенко – очень сильный политик, я об этом всегда говорил. Он грамотно воспользовался трагедией, и будет эксплуатировать эту тему и в дальнейшем.
Поэтому сейчас все белорусские политики всерьез обеспокоены. Ведь человек может не иметь ни малейшего отношения к этим взрывам, но, тем не менее, дубина-то по нему пройдется. Всех привлечь и допросить, невзирая ни на какую «демократию» и стоны за рубежом, - заявил глава государства. Потому что народ не привык к демократии. Народ привык к порядку. И если отец родной говорит, что плевать на демократию, нас взрывают, что сейчас всех, вплоть до блогеров, за одно место возьмем, то мы не сомневаемся, что он это сделает. А взять всех за означенное место Лукашенко позволяют как его возможности в пределах Белоруссии, так и его ментальность.
___
Блог Николая Сванидзе на Гайдпарке