Розыск смертниц сориентировали на студенток
"Коммерсант" разыскал уроженок Дагестана Асият Аджиеву и Айгюль Абдуллаеву, ориентировки на которых как на возможных смертниц, подготовленных боевиками, поступили накануне в правоохранительные органы. Обе они оказались студентками Кисловодского медицинского колледжа. Правда, недавно родители были вынуждены забрать Айгюль в родной Хасавюрт, так как девушка все больше попадала под влияние радикальных мусульман и могла оказаться в лесу или стать живой бомбой.
В ориентировках, распространенных в среду, сообщалось, что лидеры боевиков готовят диверсионно-террористический акт, а в качестве террористки-смертницы могут использовать жительницу Хасавюрта Айгюль Абдуллаеву. Определенные подозрения у силовиков вызывала и ее подруга Асият Аджиева, обозначенная в документе "ее ближайшей связью". Опубликованная в электронных СМИ информация о возможных шахидках, которых разыскивает милиция Южного и Северо-Кавказских округов, наделала много шума. При этом в МВД и Национальном антитеррористическом комитете (НАК) отказались отвечать на вопросы, связанные с ориентировкой. "НАК не комментирует подобную информацию",— заявил представитель информационного центра НАКа Николай Синцов.
Между тем разыскать Асият Аджиеву и Айгюль Абдуллаеву оказалось не очень сложно. В ориентировке сообщалось, что одна из девушек может представляться студенткой Кисловодского медицинского колледжа. В администрации колледжа сказали, что обе девушки являются их студентками, а Асият вчера была на занятиях.
Асият Аджиеву ее преподаватели охарактеризовали как старательную студентку, которая хорошо учится и практически не пропускает занятия без уважительных причин. Что касается Айгюль Абдуллаевой, то о ней в колледже знали немного, поскольку "просто не успели присмотреться" — она только в сентябре 2010 года перевелась к ним на второй курс из Москвы, где обучалась в аналогичном учебном заведении. Однако спустя неделю после начала занятий Айгюль Абдуллаева по настоянию родственников написала заявление на академический отпуск и уехала в Хасавюрт. Как неофициально рассказали в колледже, родители были обеспокоены тем, что их дочь попала под дурное влияние радикальных исламистов. По словам сотрудников администрации медколледжа, на прошлой неделе Айгюль Абдуллаеву действительно разыскивала милиция по поручению коллег из Дагестана, но искали девушку не как возможную шахидку, а по заявлению ее родственников. Правда, после звонка дирекции колледжа в Хасавюрт выяснилось, что Айгюль Абдуллаева уже находится дома.
Как рассказал мать Айгюль Абдуллаевой Тахмина, ей действительно не понравилось окружение ее дочери в Кисловодске. "Моя девочка всегда была современной и в одежде, и в прическах, и, конечно, хождение в хиджабе я не поощряла, хотя изучать Коран и молиться ей никто тоже не запрещал". По словам госпожи Абдуллаевой, ее дочь действительно ушла еще в сентябре в академический отпуск, однако по договоренности с администрацией ходила в колледж по принципу свободного посещения и сдавала сессию. После зимних каникул она снова поехала в Кисловодск и пропала, в связи с чем родственники и обратились с заявлением в органы. Правда, по словам Тахмины Абдуллаевой, когда писали заявление о пропаже дочки, то, видимо, "перестарались с формулировками", чтобы быстрее ее найти.
Что касается Асият Аджиевой, то на вопро, как она оказалась в числе лиц, попавших в розыск, девушка ответила, что может объяснить это случайным стечением обстоятельств. "Мы с братом везли Айгюль в Южно-Сухокумск на машине, но попали в аэропорт в Минводах, там нас задержали, взяли отпечатки пальцев и сфотографировали",— пояснила 16-летняя студентка. С ее слов можно было понять, что Айгюль Абдуллаева, с которой она познакомилась в сентябре в колледже и за неделю сильно подружилась, приезжала в Кисловодск несколько раз. Причем подозрение у милиционеров на блокпосту аэропорта они вызвали тем, что обе были одеты в хиджабы. Поскольку у брата Асият Аджиевой к тому же не оказалось с собой паспорта, они почти восемь часов провели в Минводах в линейном отделении милиции, пока родственники не привезли им необходимые документы. После этого Аджиевы доехали до Буденновска, где посадили Айгюль Абдуллаеву на автобус до Южно-Сухокумска, где ее должны были встречать родственники. Эту информацию подтвердила госпожа Абдуллаева, уточнив, что дочь встретила ее сестра. "Она сейчас дома и, конечно, будет учиться и дальше, но, скорее всего, не в Кисловодске",— заявила она.
Как неофициально рассказал источник в УФСБ Ставропольского края, в Кисловодском медколледже уже давно идет конфликт из-за ношения хиджабов, которые ряд студенток принципиально надевают на занятия, объясняя это необходимостью соблюдения религиозных норм. После распоряжения руководства колледжа о необходимости соблюдать форму, предписанную для учебных заведений медицинского профиля, в различные инстанции от национальных диаспор стали поступать жалобы на нарушения прав верующих и требования организовать для студентов, исповедующих ислам, молельную комнату. Известны УФСБ и еще две студентки колледжа — Наида Гусейнова и Айна Бикеева. Обе засветились в общине "русского имама" Антона Степаненко (одним из его воспитанников был ваххабит Виталий Раздобудько, разыскиваемый за подготовку новогодних терактов в Москве) и, по словам источника в УФСБ, с его помощью были выданы замуж за членов "карачаевского джамаата". В частности, Айна Бикеева стала женой Казима Кичерукова — ближайшего сподвижника известного террориста Ачимеза Гочияева, организовавшего в 1999 году взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Айна Бикеева, которую муж, по данным ФСБ, собирался использовать в качестве живой бомбы, и сам Казим Кичеруков были уничтожены в ходе спецоперации в мае 2005 года в Черкесске. Вторую девушку родителям каким-то образом удалось забрать у "лесных".