Держим иномарку
Новые правила промышленной сборки могут погубить производство российских машин
В надежде развить отечественное автомобилестроение до сколько-нибудь современного уровня Россия оказалась готова смягчить условия промышленной сборки иномарок. В обмен на производство не менее 300 тыс. иномарок в год на территории нашей страны правительство обещает избавить иностранные компании от пошлин на комплектующие аж на восемь лет. При этом условия существующих соглашений о промсборке пересматриваться не будут. Сами представители иностранных компаний открыто заявили, что такие идеи могут сделать собственно российские автомобили совершенно неконкурентоспособными на внутреннем рынке.
Вчера перед началом совещания, посвященного промышленной сборке иномарок (оно прошло в Константиновском дворце), Владимир Путин поучаствовал в торжественных церемониях открытия заводов Huyndai Motor и Magna International. Правительство явно довольно работой иностранных компаний на территории России, но ждет от них более масштабных капиталовложений и открытия новых производств.
Завод компании Huyndai Motor станет первым в России иностранным автомобильным предприятием полного цикла. Первой моделью, выпускаемой в Петербурге, будет «Солярис» - машина, специально адаптированная для российского рынка. Завод будет соответствовать высоким требованиям локализации автокомпонентов - до 40% на первой стадии, значительная часть которых будет производиться на еще двух заводах Huyndai, расположенных в непосредственной близости от сборочного производства.
Повышению степени локализации иностранных автопроизводств в России будет способствовать и второй запущенный при непосредственном участии премьера завод - Magna. Канадская компания в поселке Шушары под Санкт-Петербургом открыла производство автокомпонентов. При этом в стратегии развития отрасли закреплено, что уже к 2020 году 80% автомобилей, продаваемых в России, должно быть произведено внутри страны со средним уровнем локализации 50%.
Открывая совещание, Владимир Путин отметил, что российские власти не делают различия между отечественными предприятиями и иностранными компаниями, которые организовали производство на территории нашей страны. Иностранные производители уже пять лет пользуются режимом промышленной сборки, получая льготы при импорте автокомпонентов, правда, временные, при этом обязуясь в определенные сроки достигнуть заданного уровня локализации. Но российским властям хочется, чтобы собираемые у нас иномарки еще и экспортировались. «Российский рынок потенциально крупнейший в Европе, есть потенциал для экспорта. Поэтому нас интересуют не только средние, но и крупные производства», - заявил г-н Путин.
На совещании в режиме видеоселектора было налажено общение с заводами, специализирующимися на выпуске автокомпонентов для российских и иностранных производителей, - «Соллерс-Елабуга», «Гестамп-Северсталь-Калуга», «Эберспехер Автовазагрегат выхлопные системы» и самарским российско-американским заводом «ПС/СКК». Успешные предприятия должны были продемонстрировать представителям компаний «Ниссан», «Форд», «Тойота», «Рено», что в России можно и нужно работать с высокой степенью локализации.
Министр промышленности и торговли Виктор Христенко озвучил планы правительства по установлению большего порога входа на рынок - организация производства будет возможна для предприятий, рассчитанных на выпуск 300 тыс. и более автомобилей в год, такие компании получат льготы по завозу компонентов сроком на восемь лет. Напомним, что сейчас режим промсборки распространяется на завод от 15 тыс. машин в год объемом двигателя свыше 2,5 л и 25 тыс. объемом до 2,5 л. Чтобы такие масштабы не пугали потенциальных инвесторов, министр сообщил, что в 2020-м российский автомобильный рынок достигнет объема 3,6 млн продаж легковых машин в год, что почти в два раза больше показателей этого года - 1,7 млн продаж. Владимир Путин уточнил, впрочем, что это пока предложения и правительство готово обсуждать встречные идеи.
Заместитель министра экономического развития Олег Савельев обратил внимание, что, возможно, более важным показателем стоит признать не объем производства, а обязательства по степени локализации и производство моделей, разработанных на территории России. При этом компаниям, желающим организовать производство на новых условиях, нужно заключить контракты уже до 1 января 2011 года.
Бо Инге Андерссон, президент ООО «Управляющая компания «Группа ГАЗ», однозначно заявил, что не может поддержать предложения Минпромторга. По его мнению, это лишает российский автопром конкурентных преимуществ. «200 тыс. компонентов (минимальный объем для производства) и 300 тыс. машин - мы не сможем продолжать работать дальше», - предупредил бизнесмен.
Глава КамАЗа Сергей Когогин, напротив, полностью поддерживает предложения Минпрома. Но не стоит думать, что два лагеря - сторонников и противников нововведений - сформировались по принципу «отечественные» производители против иностранных. Президент «Магна Интернэшнл Европа» Зигфрид Вольф поддержал идеи стимулировать увеличение масштабов производства, но в его выступлении прозвучала цифра 100 тыс. машин в год.
Владимир Путин выступил в роли арбитра, отметив, что участники совещания не делятся на импортных и отечественных. И призвал наполнить реальными обязательствами дальнейшие соглашения о промсборке. Правда, какими будут соглашения и обязательства, еще предстоит определить. Участниками обсуждения смогут стать все заинтересованные лица, обещал премьер.