Примирение и всепрощение
Иса Ямадаев не держит зла на убийц своего брата
Представитель известной чеченской семьи Иса Ямадаев простил соучастника убийства своего брата, экс-командира спецбатальона ГРУ "Восток" Сулима Ямадаева. Тот был осужден в Дубае на пожизненное заключение. Как стало известно, в ближайшее время господин Ямадаев может также отказаться от претензий и к обвиняемым в убийстве другого своего брата, экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева, а также признает инсценировкой прошлогоднее неудавшееся покушение на самого себя. Напомним, что еще недавно Иса Ямадаев обвинял в причастности к этим преступлениям чеченские власти, а кардинально поменял свою позицию после примирения с главой республики Рамзаном Кадыровым.
О том, что Иса Ямадаев готов простить приговоренного к пожизненному заключению в Дубае (ОАЭ) за убийство Сулима Ямадаева гражданина Ирана Махди Лорния, стало известно вчера со слов адвоката осужденного Абдуллы аль-Мадани. Как заявил господин аль-Мадани дубайским СМИ, Иса Ямадаев "практически согласился частично или полностью простить Лорнию". По словам защитника, прощению его клиента активно способствуют власти Чечни, в ближайшее время он надеется встретиться с неким представителем чеченского правительства и взять у него документы, свидетельствующие "о полной невиновности Лорнии". Законы ОАЭ, как утверждает адвокат, позволяют смягчить приговор или вовсе помиловать убийцу, если тот будет прощен кровным родственником убитого.
Отметим, что шариатское право действительно предусматривает снисхождение к убийце в случае достижения им договоренности с представителями потерпевшей стороны, однако оптимизм защитника аль-Мадани разделяют далеко не все его коллеги. Как рассказала юрист известной в Дубае адвокатской фирмы AWF ("Защитники без границ") Юлия Чернявская, заявление Исы Ямадаева могло повлиять на решение судьи лишь в том случае, если бы оно поступило в уголовный суд Дубая на стадии рассмотрения уголовного дела об убийстве.
Сейчас, когда подсудимый уже получил пожизненный срок, заявление о прощении может быть подано только генпрокурору Дубая; а тот, если сочтет аргументы потерпевшего убедительными, передаст его в тот же суд со своими комментариями. Суд же, в свою очередь, определит, есть ли основания для пересмотра приговора. "Шансы на получение положительного решения во всех этих инстанциях, на мой взгляд, минимальны",— отметила госпожа Чернявская.
Но даже в случае принятия заявления Исы Ямадаева дубайским судом осужденные, по словам юриста Чернявской, могут рассчитывать лишь на некоторое смягчение наказания, но никак не на оправдание. "Наш уголовный суд опирается в своих решениях на шариатское право, согласно которому душа и жизнь человека принадлежат не ему и не его родственникам, а Аллаху,— объяснила Юлия Чернявская.— По шариату подвергается уголовному преследованию даже человек, посягнувший на свою собственную жизнь. Тем более не могут распоряжаться ею родственники, пожелавшие простить преступника. Таким образом, требование Исы Ямадаева о помиловании убийц его брата будет выглядеть в суде просто абсурдно".
На судьбу других обвиняемых в убийстве Сулима Ямадаева, оказавшихся недоступными для дубайского судопроизводства и объявленных в международный розыск, заявление брата убитого, по словам госпожи Чернявской, и вовсе не повлияет. "Они будут разыскиваться до тех пор, пока не предстанут перед судом, и только на процессе могут рассчитывать на предусмотренное в таких случаях снисхождение",— утверждает юрист.
Напомним, что в апреле этого года дубайский суд приговорил бывшего конюха главы Чечни Рамзана Кадырова в Дубае Лорнию и гражданина Таджикистана Максуджона Исматова к пожизненному заключению за убийство Сулима Ямадаева. Организатором этого преступления полиция Дубая назвала депутата Госдумы России, родственника и ближайшего сподвижника Рамзана Кадырова Адама Делимханова, который был объявлен в международный розыск.
Заявление Исы Ямадаева о прощении "дубайских" убийц может оказать влияние на исход процессов по уголовным делам, расследованным в России по фактам покушений на других членов семьи Ямадаевых. Во всяком случае, так считают адвокаты фигурантов этих дел. Так, один из защитников назвал заявление потерпевшего "хорошим началом" и выразил надежду получить от Исы Ямадаева аналогичный документ и в отношении своего клиента. "У нас прощение потерпевшего тоже не дает автоматического освобождения от уголовной ответственности за убийство,— сообщил адвокат.— Однако учитывая слабость доказательной базы, которая была построена следствием в основном на показаниях потерпевшего Исы Ямадаева, я не исключаю, что его отказ от прежних обвинений может сыграть ключевую роль в судьбе моего подзащитного".
Напомним, что серьезные проблемы у авторитетной в Чечне семьи Ямадаевых начались в апреле 2008 года, после того как младший из братьев Ямадаевых Бадрудин спровоцировал на дороге конфликт с охранниками президента республики Рамзана Кадырова, едва не закончившийся кровопролитием. После этого инцидента Бадрудина Ямадаева объявили в розыск, а поддержавшего его брата Героя России Сулима Ямадаева отстранили от командования чеченским спецбатальоном ГРУ "Восток". В сентябре 2008 года в Москве был застрелен старший из братьев Ямадаевых, Герой России и бывший депутат Госдумы Руслан Ямадаев. В марте 2009 года в Дубае был убит Сулим Ямадаев, а в июле этого же года Ису Ямадаева попытался застрелить его же охранник. Оставшийся в живых представитель семьи, комментируя эти события, неоднократно выступал с громкими заявлениями, утверждая, что его брат Сулим отделался ранением, скрывается в засекреченной клинике и даже готовит план мести чеченским властям, которые якобы организовали все три покушения на братьев.
После недавнего примирения с президентом республики Рамзаном Кадыровым Иса Ямадаев назвал себя его "соратником" и сразу же признал гибель Сулима, а через некоторое время заявил о своем прощении обвиняемым и осужденным за его убийство. Теперь ему осталось простить еще троих чеченцев, обвиненных в убийстве Руслана Ямадаева (их дело сейчас рассматривается в Мосгорсуде). Кроме того, адвокаты рассчитывают и на пересмотр приговора Хаважу Юнусову, уже получившему восемь с половиной лет за неудавшееся покушение на самого Ису Ямадаева. По версии защиты, потерпевший инсценировал это преступление с участием своего охранника специально, чтобы бросить тень на чеченских руководителей, с которыми в то время конфликтовал.