Расстрелянные инвестиции
Боевики продолжают атаковать стратегические объекты, армейские колонны и воинские части
Возросшая активность боевиков на Северном Кавказе срывает планы властей превратить регион в «большой туристический кластер». Тактика действий бандитов становится более изощренной и масштабной. Региональные власти, похоже, не в силах адекватно ответить на террористическую угрозу. В то время как лидеры Чечни и Ингушетии Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров призывают к амнистии и прощению участников незаконных вооруженных формирований (НВФ), в Дагестане, наоборот, боевикам объявлен очередной ультиматум. И никаких амнистий.
Бандформирования на Северном Кавказе, не уменьшив количество нападений на сотрудников милиции и чиновников, все чаще атакуют стратегические промышленные и транспортные объекты, армейские колонны и даже воинские части.
Накануне выходных участники НВФ совершили нападение на колонну Внутренних войск в Чечне (два человека погибли) и расстреляли трех старших офицеров Минобороны в Дагестане. Кроме того, только по официальным данным, на Северном Кавказе в результате нападений боевиков за последние три дня были убиты не менее семи милиционеров. При этом уже долгое время федеральные силы несут боевые потери, которые значительно превышают потери боевиков. Особенно обострилась обстановка в Дагестане.
На заседании Совета безопасности республики, которое состоялось в Махачкале в конце минувшей недели, вице-премьер Дагестана Ризван Курбанов заявил: «Мы делаем боевикам последнее предупреждение: либо они прекращают свою экстремистскую деятельность и сдаются, либо они будут уничтожены». При этом вице-премьер пригрозил, что будут уничтожаться и пособники «лесных братьев» – «без всякой пощады, но в рамках закона».
Бандподполье на это заявление отреагировало традиционно. Спустя несколько часов после прозвучавшего ультиматума боевики организовали теракт на железной дороге, а в ряде районов республики (в Магарамкентском и Кизилюртовском) совершили нападения на сотрудников милиции, двое из которых были убиты, один получил ранения. Но наиболее дерзкое нападение бандиты совершили в отношении военнослужащих 136-й бригады. Они были расстреляны почти в упор из проезжавшего автомобиля, когда выходили из КПП своей части. Двое из трех погибших старших офицеров – представители штаба Северо-Кавказского военного округа.
В тот же день на территорию бригады проникли два бандита, которые, как сообщили в Буйнакском ГОВД, угрожая ножом, завладели мобильными телефонами, принадлежавшими двум военнослужащим, несшим службу на КПП, после чего нанесли одному из них ножевые ранения. Раненый солдат позже скончался в госпитале.
«136-я бригада одной из первых в 2006–2007 годах переводилась на профессиональную основу, она считается элитной, – напомнил генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в свое время командовал на Северном Кавказе армией. – И здесь, как нигде, должны были соблюдаться особые меры безопасности. Однако, во-первых, боевики откуда-то узнали, что в бригаду из Ростова-на-Дону приедут крупные начальники. Во-вторых, служба войск там хромает до такой степени, что в расположение боевого элитного соединения проникают посторонние лица. Это симптоматично и настораживает. Армия, получается, не может обеспечить ни собственную безопасность, ни безопасность региона».
По признанию прокурора Дагестана Андрея Назарова, в этом году данные по погибшим милиционерам, военнослужащим и мирным гражданам «в два раза выше, чем за аналогичный период прошлого года, и напоминают сводки с полей сражений». По официальной информации, с начала этого года в результате террористических атак убиты 158 и ранены 186 человек. Среди погибших более 70 сотрудников правоохранительных органов, 28 гражданских лиц и 50 участников НВФ. Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов прямо заявляет, что в республике «предпринимаемые усилия по противодействию терроризму и экстремизму явно недостаточны и неэффективны». По его словам, совершена целая серия подрывов поездов, диверсий на объектах связи и телекоммуникаций. Угрожающий характер приобретает давление уголовников и боевиков на предпринимателей. «Хотим привлечь дополнительные инвестиции в нашу экономику. Но сейчас речь нужно вести не столько об этом, сколько о том, чтобы сохранить существующий бизнес, потому что многие из них, я вижу это по поступающим письмам, серьезно обеспокоены судьбой и гарантией безопасности предприятий», – отмечает Магомедов.
Данное признание явно противоречит оптимистичной тональности заявлений федерального Центра о скорой модернизации экономики Северного Кавказа, и Дагестана, в частности. Из слов президента республики видно, что пока не будут уничтожены боевики, ни о каком социально-экономическом возрождении региона говорить не приходится. Похоже, с этим согласны и другие лидеры северокавказских республик.
К примеру, несмотря на предложение об очередной амнистии для боевиков, Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Ювкуров, похоже, не слишком верят в эффективность этого шага. После теракта на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии на всех стратегических объектах своих республик они приняли особые меры безопасности. В частности, усилен контроль на газопроводах и других энергетических объектах. Но будут ли предпринимаемые меры эффективными, большой вопрос. Система безопасности на Северном Кавказе, похоже, деградирует быстрее, чем власти ее пытаются усовершенствовать и модернизировать.