Призрак передела
В Киеве опасаются, что Россия может оспорить статус Севастополя
Россия могла бы через Международный суд в Гааге отобрать у Украины Севастополь – подобно тому, как Румынии удалось отстоять свои права на остров Змеиный. Об этом заявил депутат от Партии регионов Владимир Зубанов. В интервью одной из киевских газет он сообщил, что «московские юристы уже подготовили письма в Гаагский суд, где говорится о том, что Севастополь никогда не входил в состав Крыма и никогда ему не передавался». Оппозиция выступила с заявлениями о «продаже родины».
Вчера депутат уточнил, что в интервью речь шла не о реально существующей на сегодня угрозе, а только о возможном сценарии развития событий в случае, если бы украинская сторона не согласилась продлить пребывание Черноморского флота РФ в Крыму. «Я не видел иски, но совершенно точно знаю, что россияне просто так не ушли бы из Крыма в 2017 году. Если бы Киев потребовал этого в форме ультиматума, то получил бы в ответ судебные иски и многолетние судебные тяжбы», – пояснил Зубанов. Он сообщил, что основывает свое утверждение на многочисленных беседах с авторитетными депутатами Госдумы РФ, которые напоминали украинским коллегам, что Севастополь во времена СССР являлся городом союзного значения и находился в административно-территориальном подчинении РСФСР. По словам Зубанова, российской стороне не составляло бы труда доказать, что принятые в 1968 и 1991 годах акты Украинской ССР об объявлении Севастополя городом республиканского значения не имели правовой силы, поскольку в тот момент противоречили действовавшей Конституции СССР.
Депутат повторил тезис, высказанный украинской газете: «Черноморский флот и Севастополь для россиян – это национальные символы, отказаться от которых не рискнула бы никакая власть. И как бы Украина в таких условиях выдворяла флот? Что, с оружием в руках? Конечно, это немыслимо. И поэтому президент Янукович принял единственно возможное и мудрое решение, согласившись продлить базирование флота в Крыму».
Зубанов уверен, что на данном этапе украинско-российские соглашения по флоту полностью устранили угрозу попыток через международные суды доказать принадлежность Севастополя России. Однако он не стал комментировать вопрос, могут ли подобные иски быть использованы в будущем – например, в случае ухудшения украинско-российских отношений или в качестве рычага давления в переговорах по другим спорным вопросам. «Нам еще предстоят переговоры по границам в Керченском проливе, по острову Тузла. Тут рецепт один – не заводить диалог в тупик, не предъявлять ультиматумов, а пытаться найти взаимоприемлемые, компромиссные решения в духе добрососедства». Депутат считает крайне опасными попытки разрубить гордиев узел проблем судебными вердиктами: «Ведь РФ имеет огромное влияние на ЕС. А Гаагский суд известен компромиссными решениями. Мы из-за самонадеянности уже фактически проиграли спор за остров Змеиный и, кстати, тем самым создали себе новые проблемы – как пишут СМИ, Румыния готова предъявить Украине новые территориальные претензии. Не хватало еще ввязаться в такую же ситуацию с нашим стратегическим партнером – Россией».
Несмотря на логичность позиции представителя партии власти, украинская оппозиция воспользовалась его заявлением в своих целях, попытавшись раздуть скандал из-за упомянутых депутатом «исков московских юристов». Соратники Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко напоминают, что в свое время Служба безопасности Украины запретила въезд в страну мэру Москвы Юрию Лужкову как раз из-за заявления, что Севастополь никогда не входил в состав Украины. Более развернуто эту же позицию ранее изложил представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин: «Севастополь в послевоенное время был выведен из состава Крымской области, а потому в списке «подарков» Хрущева Украине он не числится. Этот город в строгом юридическом смысле никогда не менял своего статуса. Поэтому не совсем понятно, как можно вообще арендовать севастопольскую черноморскую базу у самих себя?» Рогозин уточнил, что «Севастополь создавался как главная база Черноморского флота. То есть не флот базируется в Севастополе, а сам этот город-крепость является неотъемлемой частью флота – его родным, отцовским домом».