В порядке искушения
Столичные власти обозначили главные направления городской коррупции
Москва включилась в национальную кампанию по борьбе с коррупцией, инициированную президентом Дмитрием Медведевым. Впрочем, как и во многих других областях административной деятельности, чиновники столичной мэрии продемонстрировали намерение и в антикоррупционной борьбе идти своим путем, несколько отличающимся от федерального. Вчера на официальном сайте столичного правительства было опубликовано распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в органах исполнительной власти на 2010 год». В целом документ представляет собой достаточно стандартный набор административных способов борьбы со злоупотреблениями - таких, как, например, создание рабочих групп и комиссий по противодействию коррупции с участием самих же чиновников. Однако, например, о вмененном федеральным министрам и чиновникам администрации президента публичном выворачивании семейных кошельков, выражающемся в декларировании доходов, в московском антикоррупционном плане речь не идет.
Появление столичного антикоррупционного плана - как своего рода рапорта руководства мэрии Москвы о готовности присоединиться к президентским инициативам - было, можно сказать, неизбежной формальностью. Однако в правительстве первого города страны, руководители которого весьма болезненно реагируют даже на намеки о присутствии в их деятельности коррупциогенных компонентов или неуместной семейственности, сумели убить одним документом двух зайцев: и президенту сигнализировали, и низвели проблему коррупции в прямом смысле на детсадовский уровень.
Публикацией антикоррупционного плана чиновники из столичной мэрии дали понять, что основными площадками вымогательства и дачи взяток считают поликлиники, школы, детсады, коммунальные конторы и административные подразделения города, работающие непосредственно с горожанами.
Во всяком случае согласно плану особый «комплекс мер, направленных на устранение коррупционных проявлений» будет разработан специально для государственных образовательных и медицинских учреждений Москвы, многофункциональных центров по предоставлению населению государственных услуг в режиме «одного окна» и для сферы жилищно-коммунального хозяйства.
В частности, документ предусматривает «устранение условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, связанных с выдачей за вознаграждение документов о временной нетрудоспособности, злоупотреблением должностными полномочиями при расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение диспансеризации и закупок лекарственных средств». Чиновники намерены также бороться со злоупотреблениями «при создании и функционировании товариществ собственников жилья в городе Москве» и предотвращать «конфликты интересов при финансировании и выполнении работ в ЖКХ, в том числе при проведении текущего и капитального ремонта жилищного фонда».
Примечательно, что свою правоту в выделении зон особого коррупционного риска чиновники легко смогут подтвердить статистически - достаточно зайти на форумы на официальном интернет-портале городских органов власти, чтобы понять основную тематику нареканий жителей в адрес правительства Москвы и различных городских структур. Она действительно совпадет с направлениями, отмеченными в антикоррупционном плане. Власти столицы намерены и в дальнейшем развивать созданную систему сбора сигналов «реагирования снизу»: телефонов доверия, горячих линий и разделов для обращения граждан на сайтах горадминистрации. Московский план по борьбе с коррупцией предусматривает «совершенствование их функционирования» для получения руководством города обратной связи.
Обязанность мониторинга случаев проявления коррупции в деятельности органов власти и «предание таких фактов гласности» возлагается в том числе на пресс-службу мэра и правительства Москвы. Кроме того, согласно плану, предполагается вести в городе антикоррупционную пропаганду, развивать «правовое воспитание граждан» и «формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению».
Политика категорического отрицания, вплоть до судебного преследования оппонентов, любых подозрений в коррумпированности высокопоставленных чиновников мэрии при допущении наличия подобных фактов на низовых уровнях, похоже, вполне укладывается и в представления Юрия Лужкова о созданном им варианте властной вертикали. В недавнем интервью «Известиям» столичный градоначальник напомнил о том, что даже следственным органам пока не удается довести до публичных судебных слушаний дела, по которым обвиняемыми в злоупотреблениях проходили представители его команды. При этом г-н Лужков не отрицал наличия в городе чиновников, злоупотребляющих своим положением. Он лишь подчеркнул, что структуры правительства Москвы являются частью российской государственной машины со всеми ее общеизвестными недостатками. «Я далек от того, чтобы говорить, будто наш муниципальный московский чиновник - сплошная чистота и прозрачность. Однако Москва - часть России, если во всей России эта проблема есть, то, конечно, она затрагивает и столицу. Мы живем в России, где мздоимство было всегда, к сожалению», - заявил Юрий Лужков.
Возможно, именно такая позиция градоначальника стала причиной того, что основным субъектом воздействия антикоррупционных мер столичные власти видят не столько чиновника, сколько обывателя. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель комиссии по регламентам, правилам и процедурам Мосгордумы единоросс Александр Крутов заявил, что в антикоррупционной борьбе нужно воздействовать «на обе стороны процесса», поскольку зачастую именно «взяткодатель выступает в роли искусителя». По мнению депутата, именно на бытовой почве «рождается образ продажности власти». При этом г-н Крутов отметил, что, публикуя новый план по борьбе с коррупцией, власти лишь «форматизируют» работу, которая в Москве велась и раньше. «Это только кажется, что совсем недавно все занялись системой антикоррупционных мер. Мы всегда обращаем особое внимание на двусмысленности и лазейки в городском законодательстве», - заверил депутат.
Городскому парламенту согласно плану предстоит принять несколько антикоррупционных законов. В частности, в мэрии планируют подготовить закон «Об особенностях обеспечения доступа к информации средствам массовой информации о деятельности государственных органов города Москвы и органов местного самоуправления». Напомним, что рамочный закон о противодействии коррупции в городе, предложенный прокурором Москвы Юрием Семиным, уже прошел в Мосгордуме первое чтение, и сейчас документ находится на стадии внесения поправок.
По мнению заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, любые декларации о намерениях московской мэрии будут бесполезны без «демонстративного эффекта с конкретными делами и расследованиями». «Антикоррупционные процессы и сейчас идут, но это касается, как правило, не крупных чиновников, а чиновников второго порядка и не производит должного эффекта. Это лишь для отчетности хорошо, а люди считают, что речь идет не о борьбе с коррупцией, а о мелких должностных нарушениях», - заявил г-н Макаркин «Времени новостей». По его мнению, эффективность московского плана будет зависеть от политической воли властей и от готовности Юрия Лужкова «бороться не только с рядовыми коррупционерами, но и предъявлять жесткие требования к собственному окружению». Кроме того, как заметил политолог, помимо «бытовой коррупции», в которую вовлекаются законопослушные обыватели и которая более очевидна, есть сферы с «ограниченным кругом заинтересованных лиц», где «цена вопроса гораздо выше». В качестве примера таковой он привел строительную отрасль.