Ставка на карту
Кремль и правительство разошлись во мнениях по проекту создания национальной платежной системы. Президент поддержал Внешэкономбанк, а министр финансов — Сбербанк
Основная часть вчерашнего совместного заседания Госсовета и Совета по развитию информационного общества была посвящена стратегии развития информационного общества в России, ФЦП «Электронная Россия» и порталу gosuslugi.ru. Но в конце совещания разгорелся спор между вице-премьером Алексеем Кудриным и председателем Внешэкономбанка Владимиром Дмитриевым о создании национальной платежной системы (НПС).
Внешэкономбанк готов стать ее оператором, сообщил Дмитриев: после создания Почтового банка на базе Связь-банка у госкорпорации появится разветвленная филиальная сеть. В НПС могли бы принять участие около 80% российских банков, которые через оператора будут работать с населением и госорганами, считает Дмитриев: «Оператор не должен быть коммерческим институтом <...> иначе нарушится конкуренция в банковской среде».
Кудрин заявил, что Дмитриев спутал проекты создания расчетной системы, аналогичной международной. «Внешэкономбанк считает, что он или Почта-банк может стать базой [для НПС]. Я думаю, это не одно и то же», — усомнился Кудрин: в правительстве такая возможность не обсуждалась.
За Дмитриева вступился сам президент — отчитал Кудрина за фамильярность и предложил связать создание НПС с проектом электронного правительства: это облегчит доступ к социальным выплатам в безналичной форме.
У Дмитриева и Кудрина напряженные отношения, говорит сотрудник Внешэкономбанка, противоречия по самым разным поводам, к тому же Кудрин дружит с Германом Грефом, которому важно получить проект НПС для Сбербанка. Сбербанк поддерживает и другой вице-премьер — Сергей Собянин, знает участник вчерашнего совещания.
К программе нужно допустить коммерческие банки, тогда внедрение НПС снизит затраты государства, говорит чиновник тюменской администрации, близкий к Собянину, а если оператором станет Внешэкономбанк, расходы лягут целиком на государство.
И у Внешэкономбанка есть влиятельные сторонники, но в Кремле, например руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, утверждают член правительства и чиновник администрации президента.
В правительстве этот вопрос курирует Собянин, сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Но чиновник администрации не сомневается, что выбор будет сделан в пользу Внешэкономбанка: Дмитриеву специально была предоставлена возможность выступить на вчерашнем заседании. Существуют разные точки зрения по поводу социальной карты, рано говорить, какую позицию поддерживает правительство, резюмирует Песков.
Противоречия между правительственной и кремлевской командой были и раньше (см. врез), просто сейчас они стали прорываться на поверхность, констатирует Юрий Коргунюк из фонда «Индем», но пока это технические, а не системные разногласия.
Идея социальной карты появилась в начале 2000 г. (проект — часть ФЦП «Электронная Россия», на которую в 2009-2010 гг. выделяется 5,9 млрд руб., из них 5,8 млрд — из федерального бюджета). Чиновники предложили в качестве носителя информации о гражданах пластиковую карту с рядом электронных приложений, которые бы объединили все сведения о льготах и их получателях. Регионы внедряли карты сами, и в разных субъектах эмиссией занимаются разные банки: в Москве — Банк Москвы, в Башкирии — «Уралсиб», в Астраханской области — Сбербанк.
Идея родилась в связи с монетизацией льгот, поскольку потребовались адресные выплаты, а банковские карты как нельзя лучше подходили для контроля за ними, вспоминает вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко. Помимо банковского приложения (на счет перечисляются льготы, пособия и стипендии) на карте есть транспортное приложение (бесконтактный чип, по которому можно пройти в метро и другой транспорт), электронная идентификация — фото. «В идеале нам нужна карта, на которой будет сосредоточена вся информация, но ее решили привязать к проекту национальной платежной системы и сделать на базе банковской карты, а это делает проект более дорогим», — говорит член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков. Внешэкономбанк предлагает объединить две колоссально дорогостоящие идеи — социальную карту и НПС — на базе одного носителя, хотя ни одна из этих идей детально не проработана, удивляется он.
В НПС смогут войти любые банки с развитым карточным сервисом, система необходима для обеспечения стратегической безопасности, считает директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, всегда будет риск, что Россию могут отсечь от процессинга. Чтобы замкнуть платежи внутри страны, достаточно договориться с Visa или MasterCard о домашнем процессинге в России, чтобы платили не налогоплательщики, а коммерческая организация, возражает Горшков.
Интеграцию с электронным правительством Осколков называет своеобразной поддержкой НПС, если ее карты буду задействованы в программе безналичных социальных платежей. Систему могут построить сами банки, госинвестиций НПС не потребует, допускает он. Но банкиры скептически относятся к такому варианту. Проект социальной карты для банков убыточен, в один голос восклицают два финансиста.