"Единую Россию" "взорвут" виртуально
Обиженный соратниками депутат поделится подробностями партийного житья-бытья
Как стало известно, на днях граждане могут стать свидетелями очередного громкого интернет-разоблачения. Депутат Заксобрания одной из областей Центрального федерального округа готовится выступить на собственном сайте с обвинениями в адрес родной партии – «Единой России». Эксперты говорят об опасности подобной виртуализации политического процесса.
О намерении депутата, обиженного соратниками, поделиться подробностями партийного житья-бытья рассказал «НГ» источник в Государственной Думе. Имя нового Данко пока не оглашается. Подбираются участники гонки за сенсацией. Речь идет об организованной кампании, в которой примут участие несколько центральных газет и радиостанций. Одновременно. Предварят «информационный взрыв» сообщения автора сенсации на его блоге.
Содержанием выступления, как ожидается, станут данные о злоупотреблениях партии власти на местах – давлении на бизнес-структуры, попытках вымогательства у предпринимателей взяток, зажиме критики в рядах партии, навязывании рядовым единороссам решений руководства. Впрочем, неизвестно, насколько конкретными будут эти обвинения. Любое из них, обретая плоть и кровь, может стать основой для иска о клевете со стороны обличаемых.
В то же время, если события будут разворачиваться в соответствии со сценарием, опробованным майором Дымовским, нападки партийца вряд ли вызовут широкий общественный резонанс. Вряд ли также прозвучат суммы сделок между политиками и представителями бизнес-сообщества. Слабо верится, что будут оглашены имена, пароли, явки. Скорее всего дело ограничится общими фразами по поводу несовершенства отечественной политической культуры. Как и в случае с Дымовским, люди не узнают ничего нового по сравнению с тем, о чем они и так в курсе.
Заметим: сюжет становится обкатанным. Сначала – блоги, потом – пресса, следующий ход делают крупные государственные чиновники и партбоссы. После чего находится некий козел отпущения, его наказывают, массы ликуют.
Важно отметить, что инициатор подобной виртуальной кампании никакой ответственности за ее последствия не несет. Он и реальной политикой не занимается. В общекультурном смысле. То есть не ходит на митинги, где его могут и по голове дубинкой стукнуть. Не вступает в коалицию с общественным движением – часто и не знает о таковых ничего. Не пытается заручиться поддержкой соотечественников. Ничего этого ему делать не нужно: снял ролик, забросил в Сеть, и ты уже – герой мира. Правозащитники апеллируют к президенту, международная общественность проявляет беспокойство и берет под защиту страдальца. Полное впечатление того, что блогер занимается политикой, хотя он играет совсем в другие игры. Подлинного инициатора которой подчас трудно установить. Если, конечно, не проследить потом судьбу героя.
Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов напоминает, что тенденция к виртуализации политического процесса проявилась достаточно давно: «Начало ей положил Глеб Павловский знаменитыми сайтами-двойниками в период кампаний против Лужкова 98–99-х годов. Сейчас виртуальные форматы используют все больше политики и бизнесмены, которые, например, не заинтересованы в общении с людьми, в консервативных методах своего продвижения». Эксперт указывает на массу людей, которые «отдыхают за рубежом, а на них работают специалисты по виртуальным коммуникациям, поддерживаются сайты, обнародуют инициативы от их имени»: «Политики могут в этом даже не участвовать. Эта тенденция характерна не только для России. Она тревожна – граждане могут потерять реальное представление о том или ином политике, его программе, его деятельности».
Что касается обвинений оппозиции в адрес власти, то это с технологической точки зрения очень правильный ход, замечает собеседник, «который практически не влечет за собой никакой ответственности, но вызывает серьезную медийную волну, массу откликов».
Есть понятие, говорит Орлов, уже распространившееся, – «аудиторная демократия»: «Система эта основана не на реальном анализе гражданами партий, политиков и их программ. Политики воспринимаются как медийные персонажи. Мы и наблюдаем торжество этого процесса. Любой, кто сформулирует какое-то примитивное послание и найдет примитивные каналы коммуникации, которые тем не менее будут востребованы гражданами, может стать политиком эпохи аудиторной демократии. Конечно, это несет угрозы политическому процессу».
Одна из них, заметим, – потеря ответственности. На первый план выходят люди, которые никого не представляют. Происходит вымывание такого понятия, как «повестка дня». Создается удобный вариант «политики», не требующий от потребителя этого продукта выражения гражданской позиции. Один говорит с экрана, другой сидит перед телевизором с банкой пива в руках. А потом садится к компьютеру набирать «отклик». Безобидный и для власти, и для самого обличителя.