Смертник подвез смерть прямо к милиции
Назрань потряс теракт страшной силы
Террорист-смертник на "Газели", начиненной по меньшей мере 200 килограммами взрывчатки, атаковал вчера здание РОВД Назрановского района Ингушетии. Здание милиции и окружающие дома получили огромные разрушения. Погиб 21 милиционер, еще полторы с лишним сотни человек получили ранения. Таких потерь ингушская милиция не несла с июня 2004 года, когда боевики атаковали ту же Назрань. Поскольку местная милиция получила информацию о готовящемся теракте еще в субботу, но никаких мер для его предотвращения не приняла, президент России Дмитрий Медведев отправил в отставку главу МВД Ингушетии Руслана Мейриева. В отношении министра начата служебная проверка. Между тем в Госдуме предлагают ввести в республике режим контртеррористической операции.
"Газель", окрашенная в желтый, как у маршрутных такси, цвет, подъехала к зданию Назрановского РОВД на Московской улице около 9 часов утра. В это время за воротами на плацу шел утренний развод, в котором участвовал практически весь личный состав райотдела. У самого здания "Газель" замедлила ход, переезжая "лежачих полицейских", а затем, резко наддав, пошла на таран ворот. По словам местного жителя Сали Котиева, наблюдавшего происшедшее из окна свой квартиры в многоэтажке на противоположной стороне улицы, взрыв раздался не сразу. "Как только машина, выбив ворота, въехала во двор РОВД, началась стрельба, которая продолжалась, может быть, минуты полторы,— рассказал очевидец Котиев.— А уже потом раздался оглушительный взрыв. Меня отшвырнуло от окна, посыпались стекла, в комнате попадала мебель".
Из рассказов уцелевших сотрудников РОВД стало известно, что по кабине въехавшей во двор "Газели" милиционеры действительно успели произвести несколько выстрелов и даже, возможно, попали в ее водителя, но это не помогло предотвратить взрыв. По словам оперативников, скорее всего, бомбу на колесах, а "Газель" была буквально набита смесью аммиачной селитры и алюминиевой пудры, привел в действие не смертник, сидевший за рулем, а его сообщники с помощью радиосигнала. "Конечно, у смертника были сообщники, которые отслеживали движение машины, а затем в нужный момент спровоцировали взрыв",— заключил один из оперативников, участвовавший в расследовании теракта.
Взрыв оказался такой силы, что во дворе РОВД образовалась огромная воронка. Трехэтажное здание райотдела обрушилось и загорелось. Пламя охватило и вагончики на территории РОВД, в которых после ночного дежурства отдыхали милиционеры. В этих времянках, отделанных легковоспламеняющимися материалами, несколько милиционеров сгорели заживо. К концу вчерашнего дня из 21 погибшего милиционера были опознаны только семеро. Ранения и травмы получили 160 человек, 80 из которых были госпитализированы в больницы Назрани и Владикавказа. Пострадали не только милиционеры, но и жители окрестных домов. Среди раненых оказались 10 воспитанников детского сада. Тех, кто получили наиболее тяжелые ранения, вчера спецбортом МЧС отправили на лечение в Москву. Таких потерь ингушская милиция не несла с июня 2004 года, когда на Назрань напали боевики Шамиля Басаева. Тогда погибло более 100 сотрудников правоохранительных органов. В ходе тех боев здание РОВД Назрановского района было сожжено боевиками, а новое построили через год в другом месте.
В связи с терактом в Назрани президент России Дмитрий Медведев отстранил от должности министра внутренних дел Ингушетии Руслана Мейриева. Президент также поручил главе МВД России Рашиду Нургалиеву провести в отношении бывшего руководителя ингушской милиции служебное расследование, посчитав, что теракт произошел, в частности, из недоработок республиканских правоохранительных органов. "Даже машина, которая была использована террористом, находилась в розыске, были и соответствующие сообщения (о возможном теракте в РОВД), в целом такое положение неприемлемо",— заявил вчера господин Медведев. По его словам, милиция не только должна защищать людей, но и должна "уметь за себя постоять".
В МВД Ингушетии признали, что еще 15 августа у милиции появилась ориентировка на желтую "Газель", которая могла быть использована для совершения теракта. "В милиции Назрани с субботы знали, что готовится теракт с использованием угнанной "Газели", и искали эту машину",— сказал вчера заместитель главы МВД Ингушетии Зияудин Даурбеков. Однако объяснять, почему, имея такую информацию, милиция не приняла дополнительные меры безопасности, замминистра не стал. Между тем еще три месяца назад боевики уже совершали теракт возле здания, в котором располагалось РОВД. Тогда была взорвана бомба мощностью от 200 до 500 г в тротиловом эквиваленте возле ГОВД Назрани, которое расположено в другом крыле того же здания, что и РОВД. Тогда никто не погиб, ранения получили несколько сотрудников. Без жертв обошлось лишь потому, что взрыв произошел уже после завершения развода личного состава. "Тогда вокруг всего здания были установлены бетонные заграждения и выставлены посты, проверявшие подъезжающие машины. Но вскоре плиты убрали, потому они мешали сотрудникам парковать свои машины",— пояснили в ГОВД Назрани.
Вчера следственное управление по Ингушетии следственного комитета при прокуратуре РФ возбудило уголовное дело по трем статьям УК РФ: 317-й ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"), 105-й ("Убийство") и 222-й ("Незаконный оборот оружия и взрывчатки"). К осмотру места происшествия следователи смогли приступить лишь к вечеру, когда в горящем здании перестали взрываться хранившиеся там боеприпасы. От взорвавшейся "Газели" осталось не много, а в 50 м от места теракта была найдена голова, предположительно принадлежавшая смертнику. Впрочем, опознать его пока не представляется возможным.
Зато президенту Ингушетии Юнус-Беку Евкурову, который сам получил тяжелые ранения при покушении 22 июня, уже известно имя организатора вчерашнего теракта. "Это Доку Умаров, лидеры других бандформирований", против которых ингушская и чеченская милиции проводит спецоперации с мая этого года. Как выразился президент, "кому необходимость была бошки оторвать, уже оторвали... До заказчиков тоже доберемся".
Первый замглавы комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков между тем не исключил, что в Ингушетии в связи со вчерашним терактом может быть введен режим контртеррористической операции. "Весьма вероятно, что потребуются какие-то дополнительные меры, и не исключаю, что для оперативного реагирования на ситуацию может быть введен режим контртеррористической операции",— заявил он, отметив, что депутаты готовы в этом вопросе оказать необходимое содействие президенту Медведеву. Президент Евкуров, однако, считает, что вводить спецрежим надо не во всей Ингушетии, а только в ее отдельных районах и населенных пунктах, где будут проводиться спецоперации против боевиков.