Антисоциальная оптимизация
Бюджетная экономия разрушает привычную общественную инфраструктуру
Минфин рекомендовал властям регионов провести оптимизацию социальных расходов при планировании бюджетов на 2010 год с учетом консервативного сценария развития кризиса. Этот совет частично запоздал. Резкое падение доходов местных и региональных бюджетов при отсутствии надлежащей помощи из Центра уже привело к отказу многих муниципалитетов от социальных завоеваний докризисной, а где-то и советской эпохи. Эксперты предупреждают, что дальше будет только хуже, особенно в моногородах, остро переживающих проблемы градообразующих предприятий.
Вчера информагентства распространили сообщение о решении мэрии города Качканара Свердловской области уволить часть воспитателей в детских садах, а сами детсады перевести с двенадцатичасового на десятичасовой режим работы. Эти меры проводятся в рамках оптимизации бюджета 40-тысячного моногорода, построенного возле обогатительного ванадиевого комбината, и рассчитаны как минимум до конца 2010 года, который, как пояснил мэр города Сергей Набоких, обещает быть не лучше нынешнего. При этом, если верить агентствам, чиновник рекомендовал родителям рассмотреть на управляющих советах детсадов вопрос о самостоятельном финансировании части расходов организаций дошкольного образования.
В середине вчерашнего дня «Независиамя газета» попыталась связаться с мэрией Качканара и ее главой, однако выяснилось, что мэр «уехал по делам и когда будет – неизвестно», а его пресс-секретарь в отпуске. Глава управления образования Качканара Людмила Бугуева отметила, что ситуация нормальная. «Мест детям хватает, а финансирование – как и в целом по области, – пояснила чиновница. – Если на предприятиях есть проблемы – есть проблемы и в социальной сфере». По ее словам, в городе без задержек выплачивают зарплату педагогам, хотя по другим статьям финансирования «есть негативные моменты». В оправдание чиновница сообщила, что Качканар – единственный город в Свердловской области, где до сих пор был двенадцатичасовой график пребывания детей. В остальных городах региона детсады давно работают по десять часов. В Качканаре, по ее словам, не изобретают велосипед, а просто приводят все в соответствие с типовым положением, которое предусматривает именно такой график. «Эта норма не исключена никаким законом, – отметила Бугуева. – Проблема согласована с профсоюзом, с качканарской Думой, с прокуратурой – никаких вопросов у них нет. Но есть, естественно, недовольство родителей, поскольку если раньше они приводили ребенка с семи до окончания светового дня, то теперь их немного ограничили, что неудобно. Я не считала количество недовольных, но с каждым днем их все меньше и меньше».
К вечеру глава Качканара выступил с частичным опровержением сообщений информагентств. В интервью местным СМИ он заявил, что встреча с родителями действительно имела место, однако речь на ней шла только о сокращении часов работы детсадов, и лишних денег с жителей Качканара никто брать не собирается. «Я сообщил родителям, что садики переводятся на десятичасовой рабочий день, но для жителей города и детей ничего не изменится, – уточнил Сергей Набоких.
– Для тех из родителей, кто не может приводить своих детей позже и забирать раньше, в садиках будут присутствовать дежурные воспитатели, которые присмотрят за детьми, пока родители не заберут их. При этом ни о какой дополнительной плате от жителей города речи не шло».
Как бы то ни было, вынужденые антисоциальные меры местных властей внесут изменения в привычный график жизни качканарцев, имеющих маленьких детей. Жесткая экономия местных чиновников полностью соответствует рекомендациям Минфина, которые требуют «провести инвентаризацию и оптимизацию публичных и социально обусловленных расходов региональных бюджетов, не расширять их перечень в 2010 году». В то же время Минфин предлагает «повысить эффективность стимулирующих выплат к заработной плате с учетом результативности и качества труда».
В отличие от федерального бюджета регионы и муниципалитеты не имеют резервных фондов и возможностей широко привлекать заемные средства на внешнем и внутреннем рынках. Не щедр к ним и федеральный бюджет, в пользу которого и в ущерб регионам и муниципалитетам в последние годы была изменена структура распределения собираемых налогов. Одновременно на места были делегированы многие социальные расходы, которые раньше финансировались из федерального бюджета. До кризиса проблема несоответствия доходов и обязательств не была столь острой. Зато сейчас, когда больше всего упала собираемость именно налогов, которые идут преимущественно в местные и региональные бюджеты, регионы и муниципалитеты вынуждены урезать социальные программы и расходы.
В ходе кризиса резко снизились сборы налога на прибыль. В мае, например, в региональные бюджеты поступило налога на прибыль на 53% меньше, чем в мае прошлого года. При этом в Республике Коми, Хабаровском крае, Архангельской и Сахалинской областях поступления в бюджеты налога на прибыль вообще были равны нулю. Между тем при ставке налога в 20% от прибыли предприятий и организаций 17,5% зачисляется именно в бюджеты субъектов Федерации и лишь 2,5% – в федеральный бюджет. Сокращаются в реальном выражении – то есть с поправкой на инфляцию – и сборы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которые также раньше были опорой региональных бюджетов.
В целом по стране, согласно данным Минрегиона за май, доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации составили на 11% меньше уровня прошлого года. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Тюменской области, где падение доходов отмечено на 39%, Кемеровской области на 36%, Республике Северная Осетия – на 33%, Астраханской области и Ханты-Мансийском АО – на 31%, Санкт-Петербурге – на 30%, Новосибирской области – на 28%. По итогам января–мая сокращение доходов консолидированных бюджетов субъектов России также составило 6%. Объемы поступлений снизились в 34 регионах, причем в восьми из них доходы упали более чем на 15%. Наибольшее падение доходов зафиксировано в Тюменской области – на 29%, Красноярском крае – на 27%, Москве – на 24%, Ханты-Мансийском автономном округе – на 23%, Кемеровской области – на 22%, Челябинской области – на 20%, Удмуртии – на 19%, Самарской области – на 16%.
В этой ситуации руководители муниципалитетов проявляют инициативу в поисках средств для экономии собственных бюджетов.
По мнению экспертов, в нынешних условиях еще не раз придется услышать об «антисоциальных» инициативах местных властей, поставленных практически в безвыходную ситуацию. «Налогооблагаемая база регионов сегодня резко сжалась, и упали по объемам поступления именно тех налогов, которые составляют базу в том числе муниципалитетов, – считает партнер компании «2К Аудит» Максим Перов. – При этом значительную часть моногородов встроить в современную рыночную систему невозможно». Есть два варианта, отмечает аналитик, – либо это будет планово-убыточный бизнес, который потребует поддержки государства путем субвенций, дотаций – прямых или косвенных, либо эти города после детального анализа придется расселять. «При этом средств федерального бюджета в первом случае хватит не больше чем на два-три года, после которых проблема существования моногородов снова обострится», – полагает Перов. Наибольшие проблемы в моногородах ожидаются осенью, когда должен начаться отопительный сезон.